Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Изучение поэтических произведений в начальной школе

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения, характеристика особенностей этих процессов в младшем школьном возрасте. Педагогические аспекты и опытно-экспериментальная работа по изучению детьми поэтических произведений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Изучение поэтических произведений в начальной школе

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Проблема изучения поэтических произведений в начальной школе

1.1 Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте

1.2 Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Выявление результатов работы

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью современной школы является планомерное и целенаправленное формирование всесторонне развитой личности. Немаловажное значение в этом имеет курс литературного чтения, который должен решать следующие задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

- развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус, обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, природе.

Таким образом, методическая система работы над художественными произведениями должна предусматривать не только выработку технических навыков чтения и ставить перед чтением познавательные задачи, но и способствовать эстетическому восприятию детьми читаемых литературных произведений.

Отсутствие целенаправленной работы по формированию литературного вкуса приводит к тому, что довольно большое количество взрослых, окончивших среднюю школу, не обладает умением эстетически воспринимать художественную литературу [ ].

Среди произведений всех литературных жанров особое место занимают поэтические произведения, поскольку работа с ними вызывает значительные затруднения у учащихся начальных классов. На эту проблему обращают внимание многие исследователи, такие как Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская [ ], Л.К.Нефедова [ ], А.И.Шпунтов [ ], Е.А.Швайкина [ ], Т.В. Волченко [ ].

Но все же изучение поэтических произведений в начальной школе необходимо. Интерес к поэзии -это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда. Она передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. А в период младшего школьного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, совершенствующиеся мышление и речь нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении. Поэтому формированию интереса к поэзии должно уделяться особое внимание именно в начальной школе. Тем более, что как уже отмечалось, изучение поэтического произведения представляет определенные трудности.

Проблема восприятия и понимания поэтических произведений младшими школьниками объясняется прежде всего специфическими особенностями поэзии как особого рода художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора [ ].

Для полноценного восприятия и понимания поэтического произведения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому [ ].

Учителю зачастую неизвестно, какой характер имеет процесс осмысления прочитанного произведения детьми, как они представляют себе его содержание. Нередко учащиеся, читая стихи, воспринимают изображенное неточно и даже неверно. Поэтому задачей учителя является развитие способностей младших школьников, связанных с художественной пецепцией.

Педагог должен найти методы и приемы работы, способствующие полноценному изучению поэтических произведений в начальных классах.

Ее актуальность обусловлена тем, что исследователи, обращаясь к вопросу об изучении художественных произведений в начальной школе (Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-ол, М.С.Соловейчик, М.И.Оморохова, Л.В.Занков и др.), зачастую не выделяют изучение поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику.

Поэтому проблема восприятия художественных произведений, и в частности поэтического произведения, рассматриваемая в нашем исследовании, является актуальной.

Все это позволило сформулировать тему нашего исследования: "Изучение поэтических произведений в начальной школе".

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс, способствующий восприятию поэтических произведений младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Предметом исследования при этом является восприятие поэтических произведений младшими школьниками.

Цель исследования заключается в рассмотрении проблемы, определении методов и приемов работы с поэтическими произведениями, способствующими развитию восприятия младшими школьниками.

Достичь поставленной цели можно путем решения следующих задач:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, раскрывая ее различные аспекты.

2. Выявить особенности восприятия поэтических произведений младшими школьниками на констатирующем этапе эксперимента.

3. Разработать и провести систему уроков по изучению художественных произведений в 3 классе (в рамках формирующего этапа эксперимента), направленных на развитие восприятия учащимися поэтических произведений.

4. Определить эффективность методов и приемов, примененных при изучении поэтических произведений младшими школьниками.

В нашем исследовании была выдвинута гипотеза: если на уроках литературного чтения, с младшими школьниками проводить работу по формированию умений воспринимать поэтические произведения, то она будет способствовать процессу восприятия чужих эмоций,"узнаванию" разных способов их выражения, научит их изображать окружающий мир с помощью эмоционально насыщенной системы.

Для реализации перечисленных задач применялись такие методы, как:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы

- педагогический эксперимент

-эмпирические методы: наблюдение, беседа.

База исследования: Муниципальная средняя школа № 44 города Чита-23.

Сроки исследования: 2008-2009; 2009-2010 уч. г.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями начальных классов при изучении поэтических произведений с детьми младшего школьного возраста.

1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения.

Поскольку "процессы восприятия включены в жизненные, практические связи человека с миром, с вещественными объектами", по словам А.Н.Леонтьева, то они "необходимо подчиняются - прямо или опосредованно свойствам самих объектов" [ ].

Результатом процесса восприятия является перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект. Вместе с тем сложность возникающего образа всегда сочетается с его более выраженными индивидуальным своеобразием, т.е. перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Это зависит от индивидуальных особенностей людей, и от общих закономерностей самого процесса восприятия, и от обстановки, в которой оно происходит [ ].

В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:

1) Целостность - свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон;

2) предметность, выражающаяся в отнесении наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности;

3) осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла;

4) обобщенность, т.е. отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;

5) константность, характеризующая относительное постоян...

Другие файлы:

Изучение поэтических произведений в начальной школе
Изучение на уроках литературы поэтических произведений составляет для учащихся особую трудность. Учитель должен решить важные задачи – погрузить детей...

Изучение массы в начальной школе
Теоретические и методические основы методики изучения массы как одной из величин на уроках математики в начальной школе. Диагностика сформированности...

Доброе слово [Часть 1]
Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. Сборник произведений вологодских авторов для внеклассного чтения в начал...

Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе
Понятие, сущность, история изучения и собирания фольклорных произведений. Классификация детского фольклора. Основа понимания младшими школьниками устн...

Методика преподавания обществознания в начальной школе
В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы о...