Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Игровые приемы в обучении младших школьников изобразительному искусству

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Развитие игровых технологий в педагогике. Виды педагогических методов: игровые, догматические, объяснительно-иллюстративные, развивающие, проблемные, диалогические, творческие и информационные. Методические особенности использования игровых приемов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Игровые приемы в обучении младших школьников изобразительному искусству"

Содержание

игровой педагогика догматический творческий

Введение

1. История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике

2. Игровые методы и приемы их классификация

3. Методические особенности использования игровых приемов

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В каждую эпоху развития общества дети живут тем же, чем и живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком несколько иначе, чем взрослыми. Ребенок - "Новичок", все для него новое и интересное. Задача взрослых не упустить этот момент и использовать его для всестороннего гармоничного развития детей. Изобразительная деятельность, которой ребенок только начинает овладевать, нуждается в постоянном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности и приемами обучения. Учебная деятельность должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.Уроки изобразительного искусства - одни из самых интересных для детей младшего школьного возраста. Использование на уроках изобразительного искусства игр и игровых приемов, способствует более качественному и успешному обучению и развитию, а так же делает процесс обучения более занимательным и интересным.Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. С давних лет игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Главная задача любого педагога сделать процесс обучения более доступным для учащихся. Этому способствует применение различных педагогических технологий. Они обучают умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способствуют развитию умения творчески ее перерабатывать, учат видеть проблемы и решать их. Процесс обучения и воспитания младших школьников становиться более продуктивным, если в своей работе с детьми учитель использует разнообразные игровые методы и приемы. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, а так же способствует развитию творческих способностей. То есть игры направлены на умственное развитие школьника в целом.Желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается перспектива использования игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.В игру школьники включаются с увлечением, что обеспечивает максимальное эмоциональное переживание событий.Игровой процессприучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. Младший школьный возраст является самым благоприятным развития и обучения. На уроках изобразительного искусства дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.Использование игр иигровых моментов в процессе обучения изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.Обучение рисованию в младшем школьном возрасте начинается с игровых упражнений.

Объект исследования: обучение младших школьников изобразительному искусству.

Предмет исследования: игровые приемы в обучении младших школьников изобразительному искусству.

Цель работы: изучить особенности использования игровых приемов в обучении младших школьников изобразительному искусству.

На основании цели работы были выдвинуты задачи:

1.Изучить историю игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогики.

2.Проанализировать игровые методы и приемы.

3.Рассмотреть примеры игровых приемов, используемые на уроках изобразительного искусства.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой: использование игровых приемов в обучении младших школьников изобразительному искусству уникально, так как существующее многообразие и методические особенности использования игровых приемов позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развивать свою личность.

Для достижения цели исследования, использовали следующие методы исследования:

1)анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2)изучение и обобщение передового педагогического опыта;

1. История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике

Идея об использовании технологий в учебном процессе возникла на начале XX века. Само понятие педагогической технологии было осмысленно и осознано такими учеными как Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др., а так же общественностью настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: "это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.Сегодняшнее понимание педагогической технологии, основывается на том, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью процесса обучения.

Анализ, проведенный исследователями предполагает, что педагогическое явление, которое обозначается сегодня термином "педагогическая технология" выступало предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Как утверждают ученые, ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.

Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал, что лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Марк Фабий Квинтиллиан (ок.35-ок.96) писал: "Учение должно быть для него (ученика) забавою…".

В современной трактовке, суждения античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем Квинтиллиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание совершенствоваться.

Итальянский философ - утопист Т. Кампанелла в своей книге "Город солнца", проводит мысль о ненасилии в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения.Французский гуманист М. Монтень (1533-1592) замечает: "Желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего ученика". Высочайшего уровня технологического обобщения он достигает при описании "общения с другими", выделив в рекомендации следующее:

1)не выставлять себя на показ;

2)воздерживаться в расходовании знаний;

3)избегать заносчивости и др.

Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять "искусное распределение времени, предметов и метода", Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, которая сохраняет доминирующее положение и в современном обществе (Коменский Я.А. "Великая дидактика").

Становления педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как сущность проводимого исследования, посвященного изменению педагогических технологий на рубеже XX-XXI веков. Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский (1824-1870), в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают человеческую природу, т.е. брал за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, выявив закономерные результаты ее воздействия, как на отдельную личность, так и на коллектив.

Некоторые исследователи по истории происхождения и становления понятия "педагогическая технология" (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.), доказали, что термин "технология" впервые в отечественной пе...

Другие файлы:

Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе
Игровые педагогические технологии и их использование при обучении изобразительному искусству. Возрастные особенности психофизиологического развития и...

Игровые приёмы в обучении младших школьников изобразительной деятельности
Психологические предпосылки для развития художественного восприятия ребенка. Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства. И...

Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках по изобразительному искусству
Развитие мелкой моторики у детей в норме и с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе. Экспериментальное изучение особенностей мелкой моторики р...

Индивидуальный подход учителя в обучении младших школьников
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьнико...

Обучение детей изобразительному искусству в детской художественной школе
Исследование развития теории композиционных и колористических решений в живописи. Формирование русской жанровой живописи. Методические аспекты обучени...