Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие творческих способностей. Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Дипломная работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1 Понятие и компоненты творческих способностей

1.2 Особенности развития творческих способностей у младших школьников

1.3 Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших школьников

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Игровые технологии как вид педагогических технологий и их особенности

2.2 Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

2.3 Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1 Констатирующий этап

3.2 Формирующий этап

3.3 Контрольный этап

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

“Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех”.

Борис Леонидович Пастернак

Творческая деятельность человека определяет его ценность. Сегодня в обществе востребованы люди, творчески мыслящие, которые могут нестандартно подойти к решению любой проблемы, поэтому вопрос о природе творческих способностей у детей достаточно актуален.

Учитывая вышесказанное, и придерживаясь мнения ученых психологов Теплова Б.М., Венгера Л.А и Евдокимовой Л.Н., в своей работе мы рассматриваем творческие способности как особенности отражения ребенком окружающей действительности с позиции гибкости, беглости и оригинальности.

Именно в изобразительной деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности детей проявляются наиболее ярко. При этом у некоторых детей больше развиты живописные способности - проявляемые в характере использования цветовой гаммы, тогда как другие более способны к построению композиции, соединяя реальный опыт с фантазией, третья группа детей имеет склонность к абстракции.

Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике свидетельствует о том, что проведение стандартных занятий по изобразительному искусству в первом классе не является эффективным средством развития творческих способностей детей. Изучение работ Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Неменского и С.А.Шмакова и др. позволило нам сделать вывод о том, что игровая деятельность для детей 7-8 лет не теряет своей актуальности. В пользу этого указывает тот факт, что первоклассники более качественно запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и заинтересованность тогда, когда учитель использует в уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на занятиях по изобразительному искусству с целью развития творческих способностей учащихся.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что включение игровой технологии на уроках изобразительного искусства в 1 классе будет положительно влиять на развитие творческих способностей у учащихся.

Объект исследования: развитие творческих способностей.

Предмет исследования: игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся первого класса.

Гипотеза: игровая технология на уроках изобразительного искусства будет положительно влиять на развитие творческих способностей у первоклассников, если учитель будет:

1) регулярно использовать ее на этапах объяснения нового материала и самостоятельной работы;

2) предлагать задания на развитие гибкости, беглости и оригинальности.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть содержание основных понятий.

Раскрыть особенности развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.

Раскрыть сущность игровой технологии, ее структуру и особенности.

Проанализировать особенности включения игровой технологии в уроки изобразительного искусства в начальной школе.

Разработать серию уроков изобразительного искусства для 1 класса с использованием игровой технологии и опытно-экспериментальным путем апробировать на практике.

Составить методические рекомендации по использованию игровой технологии с целью развития творческих способностей на занятиях изобразительного искусства в 1 классе.

Методологическая основа: концепция творческих способностей Б.М.Теплова; теоретические положения Л.С. Выготского об игре и ее роли в психическом развитии ребенка; теоретические положения С.А.Шмакова о детской игре как феномене культуры; теория игровых технологий, разработанная Г.К. Селевко;

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана и апробирована серия уроков изобразительного искусства для первого класса и составлены методические рекомендации по включению игровой технологии на занятиях изобразительного искусства, которые могут быть использованы учителями и студентами, проходящими практику.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы

2. Эмпирические: субтест “Слова”; субтест “Эскизы” (диагностика творческих способностей Торренса, модифицированная Туник Е.Е.); методика “Вербальная фантазия” автор Немов Р.С.

3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №10 города Абакана”, класс 1 “Б” в количестве 33 человек.

Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • 1.1 Понятие и компоненты творческих способностей
  • Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии “творчество” применительно к развитию ученика. Для начала выясним, что же такое способность, и какой смысл содержит это понятие.
  • В понятии “способность” всегда заключаются три признака при употреблении его в практически разумном контексте. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [48, С.11].
  • Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида, потому что способности, по мнению Теплова Б.М. это “индивидуально-психологические особенности человека”, а эти последние не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития [47].
  • Отмечается, что “способности - сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются”.[42]. Видно, что признается возможность развития способностей в деятельности. “От природы способностей нет и не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности”, - пишет В. С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. В.Д. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Общие задатки - это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга (взаимодействие и организация полушарий), проявляющиеся в продуктивности психической деятельности. Специальные задатки - это свойство нейронов и нейронных модулей, которые специализированны в соответствии со своим значением. По мнению ученого, способности не формируются из задатков; это свойство: способности - функциональных систем, задатки - компонентов этих же систем [54].
  • Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности”. Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способно...
Другие файлы:

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения
Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Теоретические основы изучения цвета, приемы работы красками. Формирование знаний по...

Школьная математическая печать как средство развития творческих способностей школьников
Теоретические аспекты развития творческих способностей. Природа творческих способностей и сущность творческого процесса. Подходы к определению творчес...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Методические приемы для активизации процесса обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Условия организации игровой деятельности. Особен...

Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе
История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобр...

Развитие творческих способностей через театрализованное искусство
Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешн...