Занятие как форма образовательного процесса в дошкольном учреждении
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка. Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия - сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.
Т.к. занятие в дошкольных учреждениях является основной формой обучения детей - изучение его организации и проведения является актуальным.
Объект исследования: проведение воспитателями занятий в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: занятия в дошкольных учреждениях.
Целью курсовой работы является выявить особенности организации занятия, определить эффективность педагогического процесса.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации занятий детей в дошкольных учреждениях;
- выявить положительные и отрицательные стороны в проведенных занятиях воспитателями;
- сделать сравнительный анализ особенностей проведенных занятий;
- разработать методические рекомендации воспитателям по проведению занятий.
Многие воспитатели допускают ошибки в построении плана занятий и дальнейшем его проведении, из-за чего снижается продуктивность их деятельности. Дети хуже усваивают материал.
1. Занятие как форма образовательного процесса в дошкольном учреждении
1.1 Понятие и признаки занятия
Форма организации обучения - это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Обучение на занятиях переводит процесс усвоения знаний из стихийной деятельности в деятельность целенаправленную и организованную. Задача обучения состоит в том, чтобы деятельность ребенка по усвоению понятий была выделена и всесторонне организована. Это будет способствовать тому, что процесс усвоения понятий будет постепенно восходить от ориентировки на изолированные, внешние, случайные признаки к ориентировке на систему существенных признаков, характеризующих суть явления, будет помогать формированию у детей четкой системы знаний[12, c.36].
Занятие - это:
- основная форма организации познавательной активности ребенка;
- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия:
- занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
- по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
- занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
- ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
- группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
- группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
- занятие проводится в заранее определенные часы дня;
- в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
- заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях) [8, с.92].
Уровни проведения занятия:
- высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми;
- высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия;
- средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия;
- низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):
- выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;
- умение прогнозировать свою деятельность;
- умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;
- самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);
- логика мышления;
- гибкость мысли;
- скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;
- возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);
- поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта) [9, с.48].
В дошкольном возрасте, особенно на ранних его ступенях, усвоение детьми знаний во многом неосознанное. Об этом свидетельствует тот факт, что дети не могут объяснить правильность своих действий и на вопрос воспитателя "Как ты узнал?", "Как решил?" они или не отвечают вовсе или указывают ложные основания, а зачастую просто отвечают: "Знаю, что правильно". Формируя осознанное отношение детей к процессу учения, воспитатель тем самым обеспечивает живой интерес, внимание, сосредоточенность, познавательную активность, сообразительность ребенка в процессе обучения.
Таким образом, обучение для ребенка является одновременно источником и средством умственного развития, в особенности в тех случаях, когда воспитатель дает возможность детям самостоятельно делать маленькие открытия. Сделать деятельность учения внутренней потребностью ребенка - серьезная педагогическая задача, так как, чем любознательнее ребенок, чем активнее он в удовлетворении своей любознательности, тем успешнее идет его умственное развитие.
Обучение дошкольников представляет собой сложный, взаимосвязанный процесс деятельности воспитателя и ребенка, в ходе которого воспитатель организует, направляет, руководит познавательной деятельностью ребенка, а ребенок активно усваивает обобщенный опыт, накопленный человечеством в виде знаний, умении, навыков. В центре обучения находится, с одной стороны, воспитатель, который разнимает познавательные способности и творческие силы ребенка, а с другой - ребенок, его учение, его активное движение к познанию все более глубоких связей и зависимостей, существующих в предметах и явлениях окружающей действительности.
Успех учения дошкольников, а, следовательно, и развитие их познавательных способностей зависит, во-первых, от содержания учебного материала, во-вторых, от педагогического мастерства воспитателя, использования им передовых методов и приемов обучения; в-третьих, от личностных качеств и индивидуальных особенностей ребенка[10, c.98].
Проблема обучения дошкольников очень сложна и недостаточно разработана в психолого-педагогической литературе. То же самое можно сказать и о практике дошкольных учреждений, где дошкольникам в их обучении нередко отводится пассивная роль. Учебный процесс на занятиях рассматривается как передача знаний, а иногда и как передача умений и даже способов мышления. Бесспорно, такое понимание является следствием неумения управлять в должной мере познавательной деятельностью дошкольников.
В дошкольных учреждениях...
Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на современном этапе, направления деятельности, повышающие его эффектив...
Правовой статус участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязан...
Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении
Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Общие вопросы управления процессом здоровьесбере...
Конструирование в дошкольном образовательном учреждении
Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методичес...
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей
Исследование методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процес...