Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Разработка внеклассных мероприятий, направленных на коррекцию и развитие творческих способностей школьников: конкурса "Костюм будущего" и коллективно-творческого дела "Парад литературных героев".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью воспитания нового человека является всестороннее гармоническое развитие личности, воспитание ее в духе высокой идейности и преданности родине. Успешное достижение этой цели возможно только на основе комплексного подхода к воспитанию. Обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития, учащихся особенно важно на современном этапе гуманистического строительства.

Комплексный подход к воспитанию школьника заключается, прежде всего, в том, что все воспитательные воздействия направлены на формирование его личности в целом, объединены в единую целостную систему, Можно выделить ряд компонентов комплексного подхода к воспитанию: единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитания; единство воздействия на сознание, чувства и поведение школьника; целенаправленная организация всех сфер деятельности; единство обучения, развития и воспитания; единство обучения и идейно-нравственной закалки школьников; органическая связь и единство воспитания и самовоспитания; воздействие всех воспитательных институтов; организационное обеспечение четкого планирования и координации воспитательной деятельности всех социальных институтов воспитания.

Воспитание - многогранный процесс целенаправленного воздействия на ребенка. В "Уставе средней общеобразовательной школы" подчеркивается, что обучение и воспитание учащихся проводится школой как в процессе учебной, так и внеклассной работы, В свое время А.С. Макаренко указывал: "… никакого права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права инженер-строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши…".

В школе за последние годы сложилась четкая система внеклассной воспитательной работы, создано много педагогически целесообразных и проверенных на практике форм внеклассной деятельности школьников. Предлагаемое пособие по спецкурсу знакомит будущего учителя начальных классов с методикой организации и проведения внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками.

Методика внеклассной воспитательной работы является составной частью общей педагогики и исходит из объективных закономерностей воспитательного процесса. На основе общих принципов, содержания и методов гуманистического воспитания она определяет систему методов, организационных форм и видов деятельности, используемых во внеклассной работе и направленных на всестороннее развитие личности школьника.

Основная педагогическая роль внеклассных воспитательных мероприятий - это формирование и развитие творческой личности учащегося. Они предполагают использование в практической деятельности педагогических работников техник, методик, технологий, основанных на творческой деятельности.

Ориентация на творческую деятельность учащихся актуализирует потребность педагогов дополнительного образования в психолого-педагогическом образовании по этой проблеме. Решающее значение в формировании личности имеет деятельность. Деятельность - это та сфера, через которую происходит как воздействие человека на мир, так и формирование самого человека. Внеклассная воспитательная работа предполагает включение всех детей в разнообразную коллективную деятельность: познавательную, трудовую, эстетическую, спортивную, игровую. Деятельность младших школьников во внеурочное время строится на основе активности и самодеятельности детей при тактичном педагогическом руководстве. Коллективная деятельность активизирует эмоциональную сферу ребенка, обогащает его духовный мир, является одним из факторов нравственного развития. Особое внимание уделяется совершенствованию подготовки учащихся к общественно полезному, производительному труду. Воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства - эти задачи решаются учителем и при организации деятельности младших школьников во внеурочное время.

В различных видах деятельности ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учится оценивать поступки окружающих его людей, стремится самостоятельно разобраться в происходящих событиях. Помочь ему в этом могут слово учителя, книга, газета, произведения изобразительного, музыкального искусства. Рассматриваются основное содержание, наиболее эффективные формы политического, нравственного, эстетического просвещения школьников во внеклассной работе. При этом подчеркивается необходимость сочетания методов организации коллективной деятельности с методами убеждения.

Во внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками активное участие принимают и родители детей. Перед учителем начальных классов в связи с этим стоит задача не только привлечь родителей к внеклассной работе, но и раскрыть им задачи, содержание внеклассной деятельности младших школьников

Цель исследования - выявить закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.

Объект: непосредственно влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей подростков.

Предмет: условия и средства развития творческих способностей в условиях внеклассной воспитательной работы.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по данной проблеме;

- определить психолого-физиологические особенности подростков

- изучить влияние внеклассной работы на формирование творческих способностей подростков;

- разработать педагогические рекомендации к проведению внеклассных мероприятий

Гипотеза исследования: создание условий для творческой реализации подростков в условиях внеклассной и внешкольной работы, способствует повышению уровня их творческих способностей.

База исследования: МОУ СОШ №5.

Методы исследования:

Общенаучные (анализ специальной литературы);

Педагогические (наблюдение, тестирование, опросы, беседы).

1. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1.1 Понятие внеклассной и внешкольной воспитательной работы

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.[14]

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.

Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальным задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.

Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.

Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников.

Среди многообразия форм организации внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности чаще других используются:

- кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;

- клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой д...

Другие файлы:

Развитие творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
Психолого–педагогические особенности подросткового возраста. Сущность и характеристика творческих способностей ребенка. Роль внеклассной работы в разв...

Развитие творческих способностей у подростков в условиях клуба авторской песни
Психолого-педагогические и возрастные особенности развития творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте. Авторская песня - средство раз...

Развитие творческих способностей подростков на внеклассных занятиях по технологии
Психолого-педагогические аспекты творческих способностей старших школьников. Методы и способы развития творческих способностей через кружковую работу....

Развитие творческих способностей подростков средствами фольклора
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Принципы, формы и методы учебно-воспитательной работы, детерминирующие успешность процесс...

Изучение условий развития творческих способностей детей 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Понятие и структура творческих способностей. Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль сказки в развитии творческих способностей детей 5-6 лет. Диагн...