Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Жизнь и деятельность И.Г. Песталоцци

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Жизненный путь И.Г. Песталоцци, теория элементарного образования швейцарского педагога-демократа, основоположника дидактики начального обучения. Физическое и трудовое, нравственное и умственное воспитание. Создание частных методик начального обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

песталоцци образование педагог воспитание

Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Он развил два чрезвычайно важных положения. Первое - это доказательство необходимости наглядности в процессе обучения. Другим важным положением является идея о развивающем обучении. Суть данного процесса обучения заключается в том, чтобы дети не просто накапливали знания, но и развивали свои способности, то есть задатки. Эти положения послужили основой для развития идей других выдающихся педагогов, например, таких как, Фребель, Гербарт, Дистерверг.

Особые политические и социальные взгляды И.Г. Песталоцци выражены в его трудах и в самом жизненном пути, он тоже заслуживают нашего внимания, но основной нашей задачей является изучение его педагогических взглядов, рассмотрение их сути.

И.Г. Песталоцци является автором многочисленных педагогических трудов, многие из них получили мировую известность, например, "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей"(1801), "Письмо к другу о пребывание в Станце"(1799), "Лебединая песня"(1826).

В воспитании считал, что оно должно быть природосообразным, что оно должно развивать физические и духовные силы ребенка, который стремится к различному развитию своей деятельности. Теория элементарного образования Песталоцци состоит из нравственного, умственного, физического и трудового. Эти составляющие должны находиться в тесной связи между собой, чтобы обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Также Песталоцци выступал за создание школы, о которой Крупская отзывалась следующим образом "…удовлетворила бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мерее созданием их собственных рук".

Тема нашей курсовой работы является актуальной потому, что в педагогике необходима гармоничная реализация природных задатков детей, совершенствование их способностей. Именно эти идеи раскрывает в своих трудах И.Г. Песталоцци.

1. Жизнь и деятельность И.Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Его отец имел большую практику, поэтому семья считалась зажиточной. У Песталоцци был брат и сестра. Отец и мать обладали мягким характером, жизнь семьи складывалась благополучно. Но неожиданная смерть отца изменила положение семьи. Теперь она оказалась в тяжелом материальном положение. Песталоцци близко познакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

После смерти отца на Песталоцци большое влияние оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка Бабэль. По сути Бабэль стала главой в семье. Все мелочные материальные заботы она взяла на себя, чтобы жизнь семьи стала сносной.

Вскоре после смерти отца умер брат Песталоцци, поэтому вся любовь матери сосредоточилась на нем и его сестре. Генрих часто называл себя "маменьким сынком". Также из-за доброй семейной обстановки он вырос доверчивым ко всем людям, считал каждого человека прекрасным по- своему. Одно из важных качеств, которых сформировала Бабэль, было чистоплотность. Служанка очень не любила беспорядок, и любое маленькое пятнышко выводило ее из себя. Но главным недостатком его детства была отстраненность от жизни. Такая атмосфера повлияла на развитие в нем чрезвычайной сосредоточенности, постоянной вдумчивостью во все [1].

Общество мягких и добрых женщин в его детстве сформировало в нем сосредоточенность на том, что касается чувств, а не разума. Я.В. Абрамов в своей книге пишет о том, что вид раздавленного червяка заставлял плакать Генриха, встречаясь с нищим, он отдавал все, что у него было, и часто оставался голодным, так как относил свою обеденную порцию какому-нибудь бедняку [1]. Эта чувствительность к чужому горю, к чужому страданию осталась в Песталоцци на всю жизнь.

Открытое влияние на такое отношение к бедным, нуждающимся оказали дед и дядя. Дед Песталоцци был деревенским пастором. Вся его жизнь была посвящена прихожанам и их нуждам. Дедушка не только свято выполнял свой долг, но и горячо и искренне любил сельчан, а к горожанам его отношение было скептическим. И если его симпатия к ним была инстинктивной, и он мог повлиять только на чувства маленького Песталоцци, то его дядя Гётце был сознательным их сторонником. Последний все время вел горячие речи, которые не могли не подействовать на ум мальчика, об угнетенном положение сельчан.

Теперь после всего изложенного выше нам становится понятным эта необычайная любовь к простому народу. Природная доброта и справедливость соединились с влиянием на Песталоцци двух женщин из крестьянского сословия, так воздействие деда, всецело отдавшегося служению народа, с влиянием дяди, которыи был убежденным демократом, а также, разумеется, с непосредственным наблюдением за положением крестьян.

Начальное образования он получил сначала от дедушки, затем окончил обычную немецкую, затем - традиционную латинскую школу. Следом он поступил в колледж, окончив курс, он стал задумываться о дальнейшем выборе своей деятельности.

Поступая в университет, Песталоцци хотел стать богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Жан - Жака Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел "Эмиля" Руссо. Эта книга, как и "Общественный договор", произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях они обсуждали вопросы истории, политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Но этот арест не охладил в Песталоцци желания помогать людям. Поэтому он начинает изучать сельское хозяйство. И в 1774 году он открыл в Нейгофе (нем. Neuhof -- новый двор ) "Учреждение для бедных", в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей, среди которых было множество детей, часто не имевших родителей и вообще не имевших пристанища. Желая, чтобы начатое им дело не прошло бесследно для страны, чтобы этот приют был не только первым учреждением такого рода, а чтобы за ним последовал целый ряд подобных же учреждений во всех концах Швейцарии, Песталоцци с первых дней существования этого своего приюта стал знакомить с положением дел в нем швейцарское общество. Абсолютно новая идея педагога привлекала внимание людей, так же ее стали пропагандировать многие известные швейцарские публицисты. Мысль Песталоцци вызвала общее сочувствие, также особое внимание было обращено на оригинальное заведение в Нейгофе. К сожалению, это сочувствие швейцарского общества было чисто платоническим.

Одной из наиболее важных целей, которую преследовал Песталоцци в своем приюте - воспитание бродяжных детей. Данная цель была осуществима благодаря тому, что Песталоцци горячо полюбил своих подопечных и вкладывал всю свою душу в начатое им дело. Обязанности воспитателя и вообще все заботы об этом огромном количестве детей разных возрастов и нередко с самыми дурными привычками, приобретенными во время бродяжеской жизни, лежали всецело на Песталоцци, так как содержать помощников было не на что. Единственным помощником воспитателя была его жена. Вдвоем они заботились о том, чтобы многочисленные жители Нейгофы были сыты и одеты. Они учили их труду, учили читать, надзирали за ними. Дети, как бы ни были они испорчены, всегда ценят ласку и привязываются к тем, кто их любит. Из книги Я.В.Абрамова мы узнали о том, что через год собранные в Нейгофе бродяжки были неузнаваемы. Это были опрятные, послушные, милые дети, которые изо всех сил старались вознаградить своего "отца" самой прилежной работой, усердным учением и безукоризненным поведением. Такой результат был достигнут при отсутствии в Нейгофе каких-либо наказаний и искусственных мер поощрения при полном поддержании детской живости и склонности к забавам и играм.

Песталоцци хотел, чтобы его приют содержался на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники должны были работать в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Он самоотверженно посвятил все свои силы, обучая их летом полевым работам, а зимой -- ремеслу. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным физическим трудом, но Песталоцци не мог и не хотел эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего, средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкие ремесленные навыки, а разностороннюю подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств для продолжения своего эксперимента, Песталоцци закрыл свой приют. Однако и эта неудача не разубедила его в избранном им пути. В течение последующих восемнадцати лет Песталоцци стал заниматься литературной деятельностью. Он стремился привлечь внимание к решению все того же вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние детей? Он издает социально-педагогический роман "Лингард и Гертруда" (1781--1787), в котором развивает свои идеи об улучшении кр...

Другие файлы:

Социально-педагогические идеи и деятельность И.Г. Песталоцци
Жизненный путь И.Г. Песталоцци. Сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально–педагогическом наследии И.Г....

Жизнь и деятельность Песталоцци
Швейцария — родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанк...

О воспитании детей-беспризорников
Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци. Причины возникновения и способы решения проблемы беспризорности. Сравнительный анализ педагогич...

Вклад И.Г. Песталоцци в развитие и становление педагогической мысли
Биография швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Путь Песталоцци к педагогической деятельности. Педагогическая концепция. Принцип природосообразности...

Подвижник педагогики Песталоцци
Влияние на Песталоцци произведения Руссо "Эмиль, или О воспитании". Негатив в практике индустриальных школ. Социально-педагогическая утопия устремлени...