Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Дидактическая игра как средство развития слабослышащих младших школьников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Значение и особенности игровой деятельности младших школьников с нарушениями слуха. Использование дидактических игр во внеурочное время в коррекционных образовательных учреждениях. Описание комплекса упражнений, использованного в экспериментальной работе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ДЕПАРТАМЕНТ ОВРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

Педагогический колледж №16

Выпускная квалификационная работа

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила:

Смирнова Анна Сергеевна

Руководитель:

Селюков Александр Георгиевич

Москва 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр во внеурочной деятельности с младшими школьниками с нарушениями слуха

1.1 Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника

1.2 Особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

1.3 Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха

Выводы

Глава 2. Использование дидактической игры во внеурочной деятельности с младшими школьниками с нарушениями слуха

2.1 Характеристика детей принимающих участие в экспериментальной работе

2.2 Комплекс дидактических игр использованный в экспериментальной работе

2.3 Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями слуха

Выводы

Заключение

Литература

Введение

Личностно-социальная ориентация современного образования предполагает использование инновационных педагогических технологий воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, что соответствует общему процессу гуманизации и демократизации школьного образования.

Для активизации развития школьников с нарушениями слуха, их социальной адаптации рассматриваются вопросы содержания и организации воспитательной работы во внеурочное время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида.

За один из главных принципов организации внеурочной работы был принят принцип деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), согласно которому реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности.

Выдающийся сурдопедагог С.А. Зыков подчеркивал, что "педагогически организованная деятельность" - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности формируется творческая личность школьника, раскрываются и развиваются его потенциальные возможности.

Одним из видов такой деятельности является игровая деятельность.

Вопросы по применению и организации игровой деятельности во внеурочное время с детьми с нарушениями слуха более подробно рассмотрены в работах Е.Г. Речицкой [21].

Объект исследования - игровая деятельность слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития слабослышащих младших школьников.

Цель исследования: изучить особенность использования дидактических игр во внеурочной деятельности с младшими школьниками с нарушениями слуха.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям игровой деятельности младших школьников с нарушениями слуха.

2. Составить комплекс дидактических игр по развитию младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

3. Реализовать комплекс игр на практике.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ учебной, методической и научной литературы.

2. Наблюдение за детьми.

3. Изучение передового педагогического опыта.

4. Организация собственной педагогической деятельности.

Решение поставленной цели нашло отражение в данной выпускной квалификационной работе.

Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр во внеурочной деятельности с младшими школьниками с нарушениями слуха

1.1 Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника

А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"[11].

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Игра требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовывать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

По выражению С.Л. Рубинштейна, "в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности". Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым[16].

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.

А.Н. Леонтьев говорит о важности игры для воспитания чувств: может быть, в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания.

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.

Д.Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека[35].

Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Завтрашнему школьнику необходимо уметь выбрать для себя полезное дело в часы досуга, самостоятельно выполнить намеченное. Важно, чтобы дети пришли в школу с хорошими увлечениями, интересами, склонностями. Потому как по приходу в школу дети столкнутся с определенными трудностями: смена деятельности, новый коллектив, новые правила и нормы поведения. Детям, которые чем-то увлечены, легче найти товарищей по интересам, адаптироваться к новым условиям.

Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Переходы между игрой и трудовой деятельностью в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот.

Игра имеет большое значение, когда ребенок поступает в школу. Внимание детей не настолько устойчиво, чтобы запоминать весь учебный материал, даваемый на уроках. У младших школьников повышенная утомляемость - требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поэтому элементы игры иногда, полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми данного возраста в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр. Учителю необходимо заинтересовать детей материалом, вводя игры и игровые ситуации: им легче запоминается то, что интересно.

Руководствуясь игрой, учитель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу, фантазию.

Большое значение в этот период имеют совместные игры со сверстниками. В таких играх дети учатся терпению и кооперативности - тем качествам, которые делают ребенка и учителя партнерами, людьми, способными открыть друг другу свои мысли и чувства в интересах общего дела.

Игра в этот период приобретает личностный смысл, который реализуется в конкретных игровых навыках. Игра своим содержанием задает условия, которым надо соответствовать, чтобы стать участником этой ситуации. Как отмечает А.А. Рояк, через отношение сверстников к игровым качествам ребенка последний получает д...

Другие файлы:

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Дидактическая игра как средство воспитания. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Использование...

Дидактическая игра на уроках русского языка как средство формирования лингвистических знаний у младших школьников
Формирование лингвистических знаний как одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе. Сущность понятия "дидактическая игра". Экспе...

Дидактическая игра как средство развития младших школьников
Психологические особенности детей младшего школьного возраста, роль игры в их развитии. Характеристика и подходы к воспитанию младших школьников. Роль...

Развитие познавательных способностей у младших школьников через участие в интеллектуальных играх
Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников. Дидактическая игра как средство развития интеллекта и ин...

Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников
Теоретические и психологические аспекты развития познавательных процессов младших школьников, их характеристика. Игра, исследование ее влияния на разв...