Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Определение дидактики. Ее задачи и основы. Принципиальные положения. Педагогика игры. Понятие и задачи дидактических упражнений. Навыки общественного поведения у детей. Формы, методы дидактической игры. Подготовка школьников к трудовой деятельности.
Краткое сожержание материала:

7

7

Содержание

Стр.

Введение …………………………………………………...….

3

Глава.1. Основы дидактических систем……………………..

5

1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики..

5

1.2. Педагогика игры …………………………………..…….

9

Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры ……………

12

2.1. Формы и методы дидактической игры ………………..

12

2.2. Дидактические игры …………………………………….

15

Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ……………….

25

Заключение ……………………………………………………

30

Список литературы …………………………………………...

32

Введение.

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формиру-ются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Актуальность и социальная значимость темы. Особое внимание к проблеме развивающего обучения школьников вызвано тем огромным значением, которое обучение имеет для развития ребенка. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592--1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Ко-менский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономер-ности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики -- дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» -- поучающий и «didasko» -- изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571--1635) для обо-значения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти-ки, или искусство обучения Ратихия»).

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Объектом настоящей работы является развивающее обучение школьников.

Предметом работы является, дидактическая игра ее развитие.

Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся.

Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

обучение детей с помощью игры;

способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности;

- выявление дидак-тического конструкта процесса обучения, т.е. его

познавательной (гносеологической) сущности;

- конструирование модели обучения в соответствии с ее

структурными характеристиками;

познакомиться с различными способами преподнесения учебного материала.

Глава.1. Основы дидактических систем.

1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.

В современном, полном контрастов и противоречий мире про-исходят значительные изменения и преобразования, которые от-ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви-тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при-родного, так и социального характера. Третье тысячелетие выде-ляет образование в качестве одной из самых обширных сфер чело-веческой деятельности, так как в нем задействовано более мил-лиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повы-шение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвяза-но с определением новых парадигм будущего общества.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли ре-конструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуаль-но-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенство-вание, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Имен-но благодаря образованию и целенаправленному обучению про-исходит формирование человеческой личности, ее духовно-цен-ностных ориентации. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.3

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, иссле-дующей принципы, ценности, закономерности функционирова-ния и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как яв-лений объективной педагогической реальности, где обучение вы-ступает в качестве образовательного средства. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.5

Для разработки собственно дидактической методологии наи-большую значимость приобретает общенаучный уровень, кото-рый связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисцип-лин (философских, социальных, культурологических, естествен-но-научных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов эксперимен-тального исследования. В данном контексте исходным положени-ем для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятель-ности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образователь-ного содержания в области проявления социальных законов. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С12

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя-тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита-ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика -- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «ди-дактика».

Дидактика -- это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998.

.

Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компью-терного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в послед-ние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводит-ся мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обуче-ния, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.

Дидактика -- это наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики -- зако-номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776--1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагоги-ки, а ее предмет -- воспитывающее обучение -- трактовал как важнейший фактор воспитания.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824--1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспита-ния детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

Тесную связь обнаруживает дидактика с педагогической, возраст-ной, социальной психологией, психологией личности, рассматриваю-щими основные подходы к развитию личности в процессе обуче-ния, а такж...

Другие файлы:

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Дидактическая игра как средство воспитания. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Использование...

Дидактическая игра на уроках русского языка как средство формирования лингвистических знаний у младших школьников
Формирование лингвистических знаний как одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе. Сущность понятия "дидактическая игра". Экспе...

Дидактическая игра "Найди пару"
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся
Игра в развитии умственных способностей детей. Особенности умственного воспитания младшего школьника. Дидактическая игра как средство умственного разв...

Волшебный алфавит. Дидактическая игра
66 карточек (33 карточки). Дидактическая игра направлена на обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения для детей ст...