Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Гражданское воспитание

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
История появления гражданского воспитания в системе формирования базовой культуры личности. Сопоставление показателей развитости гражданственного воспитания у учащихся. Понятия патриот и гражданин. Принципы организации образования у дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. История появления гражданского воспитания

Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя политически, нравственно и юридически дееспособным.

Основным элементом гражданственности является правовая и нравственная культура, которая выражается в дисциплинированности, доверии и уважении к другим гражданам, способности выполнять возложенные на себя обязанности, не забывая о национальных, патриотических и интернациональных чувствах.

Вопросы гражданственности всегда были в центре внимания общественной и педагогической мысли России, они отражали объективное состояние развития общества на определённом историческом этапе и действующую идеологию. Первое руководство по граждановедению в России появилось во время правления Екатерины 2, это многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина». Эта книга являлась примером педагогическо - этнического анофеоза правительственной власти.

В те времена педагогика ещё не занималась вопросами воспитания и понимания человека и гражданина, появились слова человек и гражданин, но их значения никто не знал, так как разъяснений не было. Эти слова заменяло понятие «подданный», это человек который бесприкословно подчинялся власти. Однако педагогическая мысль и философия ориентировались на воспитании гражданских качеств. В 18в. Идеальный гражданин - это человек, главным качеством, которого является патриотизм.

Н.И. Новиков был одним из первых мыслителей, того времени, который отразил в своих работах новые для русского общественного сознания ориентации.

Такое понимание задач школы актуально и в настоящее время.

История гражданского образования и воспитания в России состоит из трёх важных этапов формирования: первый этап был при царе (1901-1917 гг.), затем следовал советский (начало 20_х - конец 80_х годов XX века) и последний этап в формировании гражданского воспитания был постсоветский (1991-2005 гг.).

На этапе 1901-1917 гг. у школы была главная задача сделать всё возможное чтобы ученик поступил в ВУЗ. Второй этап разделяется на четыре под этапа, цели и задачи обучения и воспитания в которых постоянно менялись. В 20_е - начало 30_х годов была поднята проблема начального образования детей и молодежи, страна была безграмотна и это нужно было ликвидировать. Основной задачей школы в этот период также является подготовка учащихся к труду. В середине 30_х - конец 50_х годов главная задача этого периода было внедрить неполное среднее образование детей и молодежи - для начала было введено семилетнее, а затем и восьмилетнее. В этот период обучение мальчиков и девочек совместилось, вводились новые учебные планы и программы, стремительно развивалось трудовое обучение, а также воспитание. В 60_е - 70_е годы ввели восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное.

И на последнем этапе второго периода, а именно в 70_е - конец 80_х годов провелась реформа общеобразовательной и профессиональной школы, главной целью которой было - формирование гармонически развитой личности. В этот период произошла утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, с 1990_х гг. до настоящего времени - был возобновлён производственный труд учеников во многих регионах страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.

В третьем постсоветском периоде (1991-2005 годы) главной целью уже становится образования личности, а именно её собственного развития. Частные и платные школы активно развиваются. Вновь организуются колледжи, лицеи и гимназии.

2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Для рассмотрения данного вопроса изначально нужно знать, что такое воспитание гражданина.

Воспитание гражданина это воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, к родному дому, к родной улице, формирование у него чувства привязанности к родной земле и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа.

С самого рождения воспитание гражданина начинается в семье. Родители - это первые люди в жизни человека, они же и являются его наставниками в становлении его как гражданина. В семье ребёнок начинает осознавать свою значимость и причастность к большой и малой Родине, он знакомится с культурой и традициями народа, представителем, которого он тоже является. В семье ребёнок слушает речь родителей и запоминает слова из своего родного языка. Ребёнок берёт пример с образа жизни в семье и именно она прививает любовь к Родине с рождения.

В государственной политике, а именно в области образования воспитание гражданственности является одним из основных принципов. В воспитании гражданственности существуют разные подходы, которые рассматриваются как комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук, а также как и комплексная часть социальных наук.

В гражданском воспитании выделяется одно из главных воспитаний - это политическое воспитание, что означает уважать права человека, быть ответственным перед обществом.

В других странах проблема гражданского воспитания тоже является одной из важных. В США например разработаны национальные стандарты по граждановедению, благодаря им американские школьники и американское общество в целом усваивают ценности своего народа.

В настоящее время предмет граждановедение вводится для изучения в начальной школе. Специально для этого профессором А.И. Лазаревым разработан курс «Народоведение» для учащихся начальной школы. В более старших классах 2-3 начато преподавание прав человека, а старшие классы завершают изучение обществоведческими курсами: «Мир человека», «Политика и право», «Экономика».

Через изучение гражданских дисциплин через организацию воспитательной деятельности школьники успешно решают задачи гражданского образования и воспитания. В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке педагогических кадров.

Одним из главных критериев в воспитании Гражданина имеет личностный подход- индивидуальный подход к обучаемому как к личности. Многонациональный характер является особенностью воспитания Гражданина РФ. Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной. Например поход в театр или фольклорные вечера. Стоит заострить внимание на изучение учащимися конституционного механизма нашего общества.

Задача формирования правовой культуры заключается в том, чтобы донести до учеников требования правовых норм и добиться того чтобы эти требования стали для них значимыми.

Сопоставление показателей развитости гражданственного воспитания у учащихся (2013, 2014 гг.)

№ п/п

Показатели развитости гражданственности

Экспериментальные группа

Контрольные группа

2013 г.

2014 г.

изменение показателей, %

2013 г.

2014 г.

Изменение показателей, %

178 чел.

184 чел.

184 чел.

189 чел.

1

Любовь к своему Родине

57

(23,1%)

108

(62%)

38,9%

58

(34,1%)

72

(41,8%)

77%

2

Положительное отношение к обществу

36

(52,9%)

82

(27,1%)

23,8%

35

(10,3%)

52

(20,2%)

19,9%

3

Любовь к своему окружающим

57

(33,1%)

118

(67,8%)

34,7%

55

(32,3%)

98

(56,9%)

24,6%

4

Положительное отношение к гуманизму как к принципу отношений между людьми

30

(17,4%)

102

(58,6%)

41,2%

32

(18,8%)

72

(41,8%)

Другие файлы:

Воспитание базовой культуры личности
Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание...

Гражданское воспитание школьников
Гражданственность — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданс...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Основная образовательная программа. Экологическое, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание. Федеральный государственный образова...

Концепция гражданского общества
Система взглядов на гражданское общество, в политической науке. Система взглядов на гражданское общество: с древнейших времен до Х1Х века. Система взг...

Воспитание как сфера общественной деятельности
Воспитание как объект философского анализа. Воспитание и его исследование. Общественное и индивидуальное в воспитании. Сущность и специфика воспитания...