Гражданское воспитание
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1. История появления гражданского воспитания
Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя политически, нравственно и юридически дееспособным.
Основным элементом гражданственности является правовая и нравственная культура, которая выражается в дисциплинированности, доверии и уважении к другим гражданам, способности выполнять возложенные на себя обязанности, не забывая о национальных, патриотических и интернациональных чувствах.
Вопросы гражданственности всегда были в центре внимания общественной и педагогической мысли России, они отражали объективное состояние развития общества на определённом историческом этапе и действующую идеологию. Первое руководство по граждановедению в России появилось во время правления Екатерины 2, это многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина». Эта книга являлась примером педагогическо - этнического анофеоза правительственной власти.
В те времена педагогика ещё не занималась вопросами воспитания и понимания человека и гражданина, появились слова человек и гражданин, но их значения никто не знал, так как разъяснений не было. Эти слова заменяло понятие «подданный», это человек который бесприкословно подчинялся власти. Однако педагогическая мысль и философия ориентировались на воспитании гражданских качеств. В 18в. Идеальный гражданин - это человек, главным качеством, которого является патриотизм.
Н.И. Новиков был одним из первых мыслителей, того времени, который отразил в своих работах новые для русского общественного сознания ориентации.
Такое понимание задач школы актуально и в настоящее время.
История гражданского образования и воспитания в России состоит из трёх важных этапов формирования: первый этап был при царе (1901-1917 гг.), затем следовал советский (начало 20_х - конец 80_х годов XX века) и последний этап в формировании гражданского воспитания был постсоветский (1991-2005 гг.).
На этапе 1901-1917 гг. у школы была главная задача сделать всё возможное чтобы ученик поступил в ВУЗ. Второй этап разделяется на четыре под этапа, цели и задачи обучения и воспитания в которых постоянно менялись. В 20_е - начало 30_х годов была поднята проблема начального образования детей и молодежи, страна была безграмотна и это нужно было ликвидировать. Основной задачей школы в этот период также является подготовка учащихся к труду. В середине 30_х - конец 50_х годов главная задача этого периода было внедрить неполное среднее образование детей и молодежи - для начала было введено семилетнее, а затем и восьмилетнее. В этот период обучение мальчиков и девочек совместилось, вводились новые учебные планы и программы, стремительно развивалось трудовое обучение, а также воспитание. В 60_е - 70_е годы ввели восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное.
И на последнем этапе второго периода, а именно в 70_е - конец 80_х годов провелась реформа общеобразовательной и профессиональной школы, главной целью которой было - формирование гармонически развитой личности. В этот период произошла утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, с 1990_х гг. до настоящего времени - был возобновлён производственный труд учеников во многих регионах страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.
В третьем постсоветском периоде (1991-2005 годы) главной целью уже становится образования личности, а именно её собственного развития. Частные и платные школы активно развиваются. Вновь организуются колледжи, лицеи и гимназии.
2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Для рассмотрения данного вопроса изначально нужно знать, что такое воспитание гражданина.
Воспитание гражданина это воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, к родному дому, к родной улице, формирование у него чувства привязанности к родной земле и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа.
С самого рождения воспитание гражданина начинается в семье. Родители - это первые люди в жизни человека, они же и являются его наставниками в становлении его как гражданина. В семье ребёнок начинает осознавать свою значимость и причастность к большой и малой Родине, он знакомится с культурой и традициями народа, представителем, которого он тоже является. В семье ребёнок слушает речь родителей и запоминает слова из своего родного языка. Ребёнок берёт пример с образа жизни в семье и именно она прививает любовь к Родине с рождения.
В государственной политике, а именно в области образования воспитание гражданственности является одним из основных принципов. В воспитании гражданственности существуют разные подходы, которые рассматриваются как комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук, а также как и комплексная часть социальных наук.
В гражданском воспитании выделяется одно из главных воспитаний - это политическое воспитание, что означает уважать права человека, быть ответственным перед обществом.
В других странах проблема гражданского воспитания тоже является одной из важных. В США например разработаны национальные стандарты по граждановедению, благодаря им американские школьники и американское общество в целом усваивают ценности своего народа.
В настоящее время предмет граждановедение вводится для изучения в начальной школе. Специально для этого профессором А.И. Лазаревым разработан курс «Народоведение» для учащихся начальной школы. В более старших классах 2-3 начато преподавание прав человека, а старшие классы завершают изучение обществоведческими курсами: «Мир человека», «Политика и право», «Экономика».
Через изучение гражданских дисциплин через организацию воспитательной деятельности школьники успешно решают задачи гражданского образования и воспитания. В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке педагогических кадров.
Одним из главных критериев в воспитании Гражданина имеет личностный подход- индивидуальный подход к обучаемому как к личности. Многонациональный характер является особенностью воспитания Гражданина РФ. Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной. Например поход в театр или фольклорные вечера. Стоит заострить внимание на изучение учащимися конституционного механизма нашего общества.
Задача формирования правовой культуры заключается в том, чтобы донести до учеников требования правовых норм и добиться того чтобы эти требования стали для них значимыми.
Сопоставление показателей развитости гражданственного воспитания у учащихся (2013, 2014 гг.)
№ п/п |
Показатели развитости гражданственности |
Экспериментальные группа |
Контрольные группа |
|||||
2013 г. |
2014 г. |
изменение показателей, % |
2013 г. |
2014 г. |
Изменение показателей, % |
|||
178 чел. |
184 чел. |
184 чел. |
189 чел. |
|||||
1 |
Любовь к своему Родине |
57 (23,1%) |
108 (62%) |
38,9% |
58 (34,1%) |
72 (41,8%) |
77% |
|
2 |
Положительное отношение к обществу |
36 (52,9%) |
82 (27,1%) |
23,8% |
35 (10,3%) |
52 (20,2%) |
19,9% |
|
3 |
Любовь к своему окружающим |
57 (33,1%) |
118 (67,8%) |
34,7% |
55 (32,3%) |
98 (56,9%) |
24,6% |
|
4 |
Положительное отношение к гуманизму как к принципу отношений между людьми |
30 (17,4%) |
102 (58,6%) |
41,2% |
32 (18,8%) |
72 (41,8%) |
Другие файлы:
Воспитание базовой культуры личности Гражданское воспитание школьников Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Концепция гражданского общества Воспитание как сфера общественной деятельности |