Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

Тип: диссертация
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Основы географического прогнозирования в науке и школьной географии. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу "География России". Уровень подготовки.
Краткое сожержание материала:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена

На правах рукописи

ЗАХАРОВ ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(география, уровень общего образования)

Научный руководитель

доктор педагогических наук,

профессор, С.В. Васильев

Санкт-Петербург

20073

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

Глава 1. Основы географического прогнозирования в науке и школьной географии

12

1.1. Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке

12

1.2. Роль географического прогнозирования в географической науке

25

1.3. Отражение элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России».

38

1.4. Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России».

44

Выводы по 1 главе

52

Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».

54

2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

54

2.2. Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента

64

2.3. Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении школьников при изучении курса «География России»

90

Выводы по 2 главе

104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

106

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

107

117

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных и образованных природопользователях, способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, строить экосообразные отношения, и существующей образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям предъявляемым к экологической подготовке школьников.

Влияние общества на природу реализуется в результате принятия решений лицами, определяющими экономическую политику, а также широкими массами населения в форме воздействия на окружающую среду в процессе жизнедеятельности. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных ситуаций - формирование у всех слоев населения экологической культуры, основы которой закладываются, в первую очередь, при обучении предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе. Особую роль в этом играет школьная география, отличающаяся комплексным подходом к изучению процессов взаимодействия общества и природы.

Структура и содержание курса «География России» предусматривает изучение элементов географического прогнозирования, которое обладает значительным образовательным потенциалом, в экологической подготовке школьников.

Как показал анализ программно-методического обеспечения Курса «География России», в стандарте школьного географического образования содержатся требования к формированию и развитию у школьников умения прогнозировать.

Существенный вклад в экологизацию школьной географии внесли исследования И.И. Бариновой, С.В. Васильева, Н.Ф. Винокуровой, Ю.Н. Гладкого, С.Н. Глазачева, Т.С. Комиссаровой, Т.В. Кучер, В.П. Максаковского, И.С. Матрусова, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Н.Н. Родзевича, В.Д. Сухорукова, Д.П. Финарова и др. [11, 12, 16, 17, 18, 22, 26, 27, 53, 54, 67, 72, 73, 74, 75, 82, 87, 93, 108, 112-117].

Вопросам применения элементов географического прогнозирования особое внимание уделяли А.М. Алпатьев, М.И. Будыко, А.Г. Емельянов, Н.М. Сватков, Д.П. Финаров и др. [1, 2, 15, 43, 44, 97, 112-117].

О необходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) [25, 27, 46, 72-74, 82, 89, 93, 101, 112-117], однако, на наш взгляд, в практике обучения географии географическому прогнозированию уделяется недостаточно внимания, что привело к затруднениям у школьников предвидеть возможные последствия деятельности человека.

Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении вопросов взаимодействия общества и природы. Так, большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия деятельности человека в природе(обоснованные ответы были только у 6% от числа опрошенных).

Итак, выбор темы нашего исследования обусловлен большой образовательной значимостью географического прогнозирования в экологической подготовке школьников и необходимостью повышения эффективности его использования при обучении географии; возможностями программного обеспечения и учебного содержания школьной географии с одной стороны и недостаточно высоким уровнем владения школьниками элементами географического прогнозирования.

Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании экологической подготовки школьников при обучении географии при условии овладения ими элементами географического прогнозирования.

Объектом исследования выступает процесс экологической подготовки школьников при обучении географии.

Предметом исследования является методика использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».

Гипотеза исследования заключается в том, что целенаправленное внедрение элементов географического прогнозирования позволит усилить эффективность экологической подготовки школьников при обучении географии, если будет:

l дано теоретическое обоснование и произведен отбор основ географического прогнозирования в школьном географическом образовании;

l определены возможности включения элементов географического прогнозирования в учебное содержание курса «География России»;

l сконструирована и реализована на практике модель методики использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников в курсе «География России»;

l дано методическое обоснование методам, формам и средствам обучения, стимулирующим применение элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».

Намеченная цель и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Провести историко-диагностический анализ становления и развития географического прогнозирования в географической науке.

2. Показать возможности использования географического прогнозирования в современном природопользовании для научного предсказания последствий воздействия человека на природную среду

3. Определить место и роль использования элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России».

4. Выявить состояние уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России».

5. Ск...

Другие файлы:

Экологическое образование и воспитание школьников при обучении географии
География как школьный предмет мировоззренческого характера. Основные методы научного познания при обучении географии, формирование экологической куль...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по курсу "Окружающий мир"
Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе, ее содержание, формы, методы и приемы. Определение...

География России. Природа и население. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Алексеева А.И. и др.
Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и может использоваться при работе с учебником под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа...

География России. Природа и население. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Алексеева А.И. и др. -
12-е изд., стер. - М.:2013. - 128 с. Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и может использоваться при работе с учебником под...

Индивидуальный подход учителя в обучении младших школьников
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьнико...