Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и причины нарушения речи, теоретические основы формирования ее произносительной стороны. Основные формы дизартрии, ее особенности у детей с ДЦП. Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у больного ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи

1.1 Понятие произносительная сторона речи

1.2 Основные формы дизартрии, особенности дизартрии у детей с ДЦП

1.3 Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Выводы по главе

Глава II. Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

2.1. Цели, задачи, организация исследования

2.2. Методика констатирующего эксперимента

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента

Выводы по главе

Глава III. Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП

3.1. Цели, задачи, организация формирующего эксперимента

3.2. Методика формирующего эксперимента

3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь - не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечив полноценное, всестороннее его развитие.

Разработанность темы. В научных исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.).

Объект исследования - произносительная сторона речи у детей с ДЦП.

Предмет исследования - особенности произносительной стороны речи у детей с ДЦП и ее коррекция.

Цель исследования - выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП.

Задачи исследования:

изучение лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

определение содержания методики исследования произносительной стороны речи у детей с ДЦП;

выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП;

разработка методических рекомендаций по развитию произносительной стороны речи у детей с ДЦП.

Гипотеза исследования: работа по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП будет более эффективной при условии разработки комплексной программы подготовки, которая учитывает интеллектуальное развитие детей.

Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционных учреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с детьми с дизартрией при ДЦП.

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, 3-х глав (1 глава - теоретический анализ; 2 глава - экспериментальное обследование особенности речевого развития с дизартрией при ДЦП, 3 - особенности логопедической работы), заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи

речь дизартрия произносительный ребенок

1.1 Понятие произносительная сторона речи

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности [16, с. 76].

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом - вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи - та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет - русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи [22,с.86].

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют “жёсткие задания”, которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

Понятие «произноситель...

Другие файлы:

Формирование произносительной стороны речи детей
Анализ классификации звуков русского языка. Особенности формирования произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР
Формирование произносительной стороны речи в норме. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, состояние восприятия у детей. Задачи логопеда...

Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет
Анализ проблемы произносительной стороны речи в работах отечественных и зарубежных специалистов. Особенности формирования произносительной стороны реч...

Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Содержание работы по коррекции нарушений и развит...

Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи
Развитие фонематических процессов у школьников в норме и при нарушениях произносительной стороны речи. Механизм и симптоматика дизартрии. Коррекционна...