Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биология

Психологические аспекты современного естествознания

Тип: реферат
Категория: Биология
Скачать
Купить
Реферат. По курсу «Концепции современного естествознания». Психологические аспекты современного естествознания.Самара 2010Содержание:Введение1.Социология и психобиология.1.1Естественнонаучная и гуманитарная культура.1.2Естественнонаучное обоснование нравственности.1.3Становление психобиологии.2.Сознание человека.2.1Возможности мозга человека.2.2Психоанализ.2.3Аналитическая психология.Заключение.Список литературы.Введение. Современное естествознание все ближе подходит к изучению самого сложного, что создала природа, - человека. Насколько оправдано здесь применение естественнонаучной методологии и что она может дать? Если признать, что психика и разум связаны с другими сторонами жизни и с остальной природой, то в полнее оправдано, хотя надо отчетливо понимать границы естественнонаучного подхода. Предметом естественнонаучного познания человека является все, что относится к его естеству и не обусловлено образованием, культурой, социальным окружением. Сюда относится огромное количество биологических процессов, не специфических для человека. Человек подвержен и социальным закономерностям. Естествознание изучает биологическую основу социальных действий. Если, обнаруженный З. Фрейдом комплекс Эдипа генетичеки детерменирован, то его можно изучать как естественнонаучный феномен. Существует также множество процессов, которые находятся на стыке биологии и психологии, и естествознание в этом случае вносит свой особый вклад в их понимание.Социология и психобиология.Естественнонаучная и гуманитарная культура. Человек обладает знанием об окружающей его природе, о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: на естественнонаучное и гуманитарное знание. Различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключается в том, что первые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек — субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту, а вторые имеют отношение, прежде всего, к самому субъекту. Английский исследователь Ч. Сноу сформулировал альтернативу «двух культур» — научно-технической и художественно-гуманитарной, — по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга. [1] Также и интенсивные дискуссии, которые велись в 60-х годах между «физиками» и «лириками» показали несостоятельность неумеренных притязаний тех и других на монопольное обладание истиной и главное необходимость более целостного развития культуры как таковой, взаимоотношения науки и искусства, развития наук о человеке в его индивидуальном и социальном измерениях. В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естественные науки и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и другие. Данное обстоятельство дает право трактовать понятие «естествознание» и «гуманитарное знание» не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. Естественнонаучное обоснование нравственности.Одно из отличий человека от животных, помимо прямохождения, развития руки, изготовления орудий, труда, разума, слова - нравственность. Рождение нравственности — важнейший этап антропогенеза — становления человека.«Абстрактное мышление дало человеку господство над всем вневидовым окружением и тем самым спустило с цепи внутривидовой отбор, — считает один из основоположников этологии Конрад Лоренц. В «послужной список» такого отбора нужно, наверное, занести и ту гипертрофированную жестокость, от которой мы страдаем и сегодня. Дав человеку словесный язык, абстрактное мышление одарило его возможностью культурного развития; передачи надындивидуального опыта, но это повлекло за собой настолько резкие изменения в условиях его жизни, что приспособительная способность его инстинктов потерпела крах. Можно подумать, что каждый дар, достающийся человеку от его мышления, в принципе должен быть оплачен какой-то опасной бедой, которая неизбежно идет следом. На наше счастье, это не так, потому что из абстрактного мышления вырастает и та разумная ответственность человека, на которой только и основана надежда управиться с постоянно растущими опасностями» [2].Наблюдаемый Лоренцем триумфальный крик диких гусей напоминает любовь, которая сильнее смерти; бои между крысиными стаями напоминают кровную месть и войну на ун...
Другие файлы:

Концепции современного естествознания
Учебник написан в соответствии с Государственными образовательными стандартами. В нем изложены вопросы естественнонаучного познания окружающего мира,...

Концепции современного естествознания.
Учебное пособие по курсу "Концепции современного естествознания" включает 7 глав: Развитие естествознания; Пространство и время. Энергия; Эволюция Все...

Концепции современного естествознания.
М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 264 с. В учебнике рассмотрены основные концепции современного естествознания, учебный материал которого...

Концепции современного естествознания
В учебнике рассматриваются важнейшие концепции современного естествознания: этапы развития естественно-научной картины мира, современные представления...

Концепции современного естествознания
В учебнике рассматриваются важнейшие концепции современного естествознания: этапы развития естественно-научной картины мира, современные представления...