Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биология

Биологическая адаптация

Тип: реферат
Категория: Биология
Скачать
Купить
АдаптацияБиологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — предложение приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация), пределами проявления материнского эффекта и модификаций, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями.Приспособленность живых существ к естественным условиям внешней среды была осознана людьми ещё в античные времена. Вплоть до середины XIX века это объяснялось изначальной целесообразностью природы. В теории эволюции Чарлза Дарвина было предложено научное объяснение адаптационного процесса на основе естественного отбора.Адаптации видов в рамках одного биоценоза зачастую тесно связаны друг с другом. Если адаптационный процесс у какого-либо вида не находится в равновесном состоянии, то эволюционировать может весь биоценоз (иногда — с негативными последствиями) даже в стабильных условиях окружающей среды. В философских предпосылкахВ античности Парменид, Демокрит, Парацельс , Гиппократ, Платон, Аристотель и другие философы в том или ином виде замечали и указывали, что заболевания, поведение и некоторые другие виды психической деятельности зависят от внешних факторов, внешней среды окружающей человека.Парацельс - считал, что все органические функции вызваны действием единого универсального «жизненного принципа». Если деятельность «жизненного принципа» внутри формы происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия (в том числе и внешние), такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью.В теориях эволюцииТем не менее, научное обоснование идей адаптации разрабатывалось медленнее, чем философские воззрения и эмпирические знания на этот счёт и кардинально не менялось практически до 1809 года, когда французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк создал первое целостное учение об эволюции живой природы, основные идеи которого были изложены в «Философии зоологии».На основе законов Ламарка сложилось направление, обычно называемое ламаркизмом или неоламаркизмом, а более точно эктогенезом — эктос — внешний (греч.), эктогенез — эволюция под действием внешних сил. В рамках этого направления эволюция рассматривалась как адаптивный процесс, основанный на всеобщем свойстве живых существ — «наследовании благоприобретённых свойств» (признаков). Следовательно, приспособленность рассматривалась как причина, а не результат эволюции. Единицей эволюции в рамках эктогенеза, является потомство родителей, которые передали своим потомкам результаты «упражнения или неупражнения органов», то есть череда поколений.Дальнейшее развитие вопросы влияния внешней среды на человека получили в трудах английского естествоиспытателя, создателя теории эволюции Чарльза Роберта Дарвина. В 1859 году он выпустил книгу «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой было показано, как развивались все виды живого, согласно выдвинутому им положению о «выживании наиболее приспособленных». Дарвин рассматривал приспособление (адаптацию) лишь в качестве средства для выживания. Согласно дарвинизму, эволюция представляет собой процесс адаптации организмов к условиям окружающей среды, причем приспособленность организмов является результатом эволюции. В физиологииУолтер Кеннон, ввел в 1929 году в физиологию понятие гомеостаз считая, что постоянство внутренней среды организма поддерживается благодаря симпатической нервной системе и гормонам. Категория поведения как особой формы саморегуляции жизни складывалась у И. П. Павлова (по образцу учения К. Бернара) о гомеостазе, то есть об основных константах (давлении, температуре и др.), которые удерживают эту систему в стабильном состоянии в крайне неустойчивой внутренней среде. И. П. Павлов применил эту идею к взаимоотношениям организма с еще более неустойчивой, непредсказуемой средой — внешней. Открытые им условно-рефлекторные механизмы служили достижению «уравновешивания» организма с этой средой.Проблема определения адаптации.Философ Ю. Урманцев указывает на то, что по объему и содержанию «адаптация» — понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное, требующее достаточно осторожного обращения. Он обращает внимание на недостатки используемых в энциклопедиях определений рассматриваемого понятия.Под адаптацией понимается способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась. Согласно этим авторам термин адаптация в общем случае выступает в трех аспектах:- адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования - система адаптации;- адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы - собственно, адаптация;- адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации - адаптационные алгоритмы.Адаптация может осуществляться на различных уровнях:- на уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений;- на уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию;- на уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.Влияние Солнца на организмРусский естествоиспытатель Александр Леонидович Чижевский в начале 20-х годов прошлого века обнаружил, что колебания интенсивности самых разнообразных массовых процессов на нашей планете синхронны и предположил, что на динамике биологических систем на всех уровнях их природной организации сказывается нестационарное и неоднородное влияние Солнца; — в понятие «внешняя среда» им отныне включалось и космическое пространство. Первые свои соображения на этот счет А. Л. Чижевский высказал в Калуге в октябре 1915 года в докладе «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли». Обработка Чижевским огромного статистического материала вскрыла параллелизм в ходе кривых общей смертности и деятельности Солнца, Исследуя динамику общей смертности, учёный вполне логично рассматривал больной организм как систему, выведенную из состояния устойчивого равновесия. Для подобной системы порой достаточно незначительного внешнего импульса, чтобы эта неустойчивость резко возросла вплоть до гибели организма. Таковым импульсом могут быть резкие изменения физических факторов внешней среды, толчком к которым служат «капризы солнцедеятельности».Измерение адаптированностиВ результате обработки многолетних наблюдений при сравнительном анализе популяций и групп, находящихся в различных эколо...
Другие файлы:

Биологическая и социальная адаптация человека
Понятие адаптации как динамического процесса поддержания устойчивости организмов, необходимой для существования, развития и продолжения рода. Биосоциа...

Галогены. Медико-биологическая роль
Фтор в химических реакциях, его окислительные свойства. Предельно допустимая концентрация связанного фтора в воздухе промышленных помещениях. Общая ха...

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
Понятие "адаптации" и "личностного ресурса" в психолого-педагогических исследованиях. Структура и стадии адаптации. Социальная адаптация личности. Пси...

Адаптация первоклассников
Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема. Возрастные особенности младших школьников. Школьная адаптация первоклассников. Социально-пе...

Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене
Формирование личности школьника. Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной...