Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биология

Наука как процесс познания. Динамические и статистические закономерности в природе

Тип: контрольная работа
Категория: Биология
Скачать
Купить
Вопрос 1. Наука как процесс познания. Особенности научного познания.Содержание:Вопрос 1. Наука как процесс познания 1.1. Наука как процесс познания 1.2. Характерные черты науки 1.3. Методы научного познания Вопрос 2. Динамические и статистические закономерности в природе Используемая литература Наука как процесс познания.Наука - это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.Как многофункциональное явление наука представляет собой:1) отрасль культуры;2) способ познания мира;3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio - понимание, система. Концепция, во-первых, - это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, - это единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.1.2. Характерные черты науки.Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чертами): системностью, достоверностью, критичностью, общезначимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерминированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавершенностью, рациональностью, внеморальностью, абсолютностью и относительностью, обезличенностью, универсальностью.Рассмотрим некоторые из этих признаков:Системность. Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и принципов. К числу важнейших задач системности относятся:1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем;2) построение обобщенных моделей системы;3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостное свойство этого множества.Достоверность. Знания должны быть достоверными, проверенными на практике, проходящими проверку по определенным правилам, а потому убедительными.Критичность. Возможность определить на основании критического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологические и естественно-научные знания на основе сопоставления различных типов научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.Общезначимость. Все истинные знания рано или поздно становятся общепризнанными всеми учеными и способствуют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины.Преемственность. Объективная необходимая связь между новыми и "старыми" знаниями в процессе изучения окружающего мира, при этом новые знания дополняют и обогащают "старые". Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистским отрицанием его.Прогнозированность. Знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определенной области действительности. В социальной сфере прогнозирование составляет одну из научных...
Другие файлы:

Статистические и динамические закономерности в природе

Закономерности в природе
Близкодействие и дальнодействие, динамические и статические закономерности в природе. Солнечная система, происхождение и строение планет. Экологическа...

Состояние физической системы. Динамические, статистические закономерности в природе
Понятие состояния физической системы как центрального элемента физической теории, ее разделение на динамическую и статистическую. Существование ограни...

Джон Граунт его роль в становлении демографической науки
Демография – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс. Как наука демография...

Фундаментальные концепции описания природы
Квантово-полевая (неклассическая) картина мира, суть ее принципов. Особенности принципов соответствия и суперпозиции. Концепция детерминизма, динамиче...