Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биология

Особенности реакции ССС на нагрузку у детей младшего школьного возраста, состоящих в основной группе здоровья по физической культуре и занимающихся спортом, по тесту Руфье

Тип: курсовая работа
Категория: Биология
Скачать
Купить
Изучение реакции физической работоспособности детей, занимающихся спортом. Обзор особенностей крови и кровообращения у детей школьного возраста. Исследование методики для определения частоты сердечных сокращений, расчет показателей сердечной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Особенности реакции ССС на нагрузку у детей младшего школьного возраста, состоящих в основной группе здоровья по физической культуре и занимающихся спортом, по тесту Руфье.»

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Сердечнососудистая система и пульс

1.2 Размеры, эффективность работы сердца

1.3 Особенности крови, кровообращения у детей школьного возраста

1.4 Методики исследования для определения частоты сердечных сокращений

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования.

2.1 Цели и задачи исследования

2.2 Методы и методика исследования

2.3Организация исследования

Глава 3. Результаты исследований

Выводы

Практические рекомендации

Список используемой литературы

Введение

Актуальность - физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия.

Изучение реакции физической работоспособности детей занимающихся и не занимающихся спортом, по ЧСС, дает нам возможность понять насколько они быстро устают, и восстанавливаются после нагрузки. Сравнивая младший школьный возраст мы можем увидеть, как с изменяется ЧСС, в частности связанная с гормональными изменениями организма, а также с образом жизни (распорядком дня).

Сердечнососудистая система может рассматриваться как чувствительный индикатор адаптационных реакций целостного организма, а вариабельность сердечного ритма хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем, обусловленную возникающей в ответ на любое стрессорное воздействие активацией системы гипофиз-надпочечники. Анализ вариабельности сердечного ритма является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека в частности. На сегодняшний день одним наиболее из информативных методов изучения функционального состояния организма является метод вариационной пульсометрии - анализа сердечного ритма Сердце реагирует на любые изменения гомеостаза, а его физиологические показатели могут объективно отражать состояние организма.

Цель исследования: Выявить особенности реакции ССС на нагрузку у детей младшего школьного возраста, состоящих в основной группе здоровья по физической культуре и занимающихся спортом.

Гипотеза: предполагалось, что изменения между полученными показателями функционального состояния сердечнососудистой системы по данным пульсометрии у тренированных и нетренированных детей младшего школьного возраста позволят выявить различия связанные с изменениями организма, а также образом жизни.

Предполагается, что благодаря нашему исследованию и полученным результатам, мы можем определить работоспособность детей, исходя из этого дозировать нагрузку на уроках физической культуры .

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Сердечнососудистая система (кровообращение) и пульс

Сердечнососудистая система включает значительное число различных органов и их систем. Согласно одной общепринятой классификации она может быть разделена по уровню кровяного давления: область высокого и область низкого давления. К области высокого давления относят левый желудочек сердца, артерии крупного, среднего и мелкого калибра, артериолы. К области низкого давления -- левое и правое предсердия, правый желудочек, вены, венулы, капилляры.

Наиболее общие параметры работы сердечнососудистой системы, широко используемые в физиологии: ЧСС, АД, УОК, МОК. По пульсу судят о сердечной деятельности и ее нарушениях. Артериальный пульс - колебание артериальной стенки, вызванное систолическим повышением давления в артериях. Он отражает деятельность сердца и функциональное состояние артерий. Артериальный пульс можно исследовать путем пальпации любой доступной артерии. Оцениваются следующие качества пульса: частота, ритм, высота, скорость, напряжение. Различают пульс:

1)нормальный и частый (Частота пульса характеризует частоту сердечных сокращений. В состоянии покоя частота пульса колеблется от 60до 80 в минуту. Урежение пульса (менее 60) называется брадикардия, а учащение (более 80) - тахикардия.);

2)ритмичный и аритмичный (В норме сердце сокращается достаточно ритмично. Но вместе с тем наблюдаются небольшие изменения ритма, связанные с фазами дыхания. В конце фазы выдоха частота сокращений сердца уменьшается, что связано с повышением тонуса блуждающих нервов, а во время вдоха частота несколько возрастает. Это дыхательная аритмия. Наиболее выраженные аритмии пульса наблюдаются при патологии сердца. Ритмичный пульс - пульс, когда количество ударов за каждые 10 с изменяется не более чем на один удар);

3)высота: высокая и низкая амплитуда (Амплитуда пульса - это амплитуда колебания стенки сосуда. Амплитуда пульса зависит в первую очередь от величины систолического объема сердца. На нее также влияет эластичность сосудов: при одинаковом ударном объеме амплитуда пульса тем меньше, чем больше эластичность сосуда и, наоборот.);

4)быстрый и медленный (Быстрота пульса - это скорость, с которой происходит повышение давления в артерии во время подъема пульсовой волны и снижение во время ее спада. Быстрый пульс наблюдается при недостаточности аортального клапана, когда давление в сосуде быстро падает после окончания систолы. Медленный пульс наблюдается при сужении аортального устья, когда давление в сосуде медленно нарастает во время систолы.);

5)напряженный и мягкий (Напряжение пульса (твердость пульса) оценивается тем усилием, которое необходимо приложить, чтобы сдавить артерию до прекращения ее колебаний).

Показатели работы сердца: у высококвалифицированных спортсменов большие аэробные возможности (МПК) в основном определяются исключительно высокой производительностью сердца, способного обеспечивать большой сердечный выброс, который достигается за счет увеличенного систолического объема, т. е количества крови, выбрасываемого желудочками сердца при каждом сокращении. Частота сердечных сокращений у спортсменов снижена по сравнению с нетренированными. В условиях покоя скорость потребления кислорода, сердечный выброс у тренированных спортсменов, по существу, не отличаются от этих показателей у нетренированных. При одинаковом сердечном выбросе у спортсменов, тренирующих выносливость, ЧСС на 10-20 уд/мин ниже, чем у не спортсменов или спортсменов скоростно-силовых видов спорта. Снижение ЧСС (брадикардия) является специфическим эффектом тренировки выносливости (ЧСС в покое может быть ниже 30 уд/мин "рекордная" ЧСС покоя - 21 уд/мин). Степень брадикардии покоя положительно коррелирует с МПК и со спортивным результатом в стайерском беге: при более низкой ЧСС покоя, в среднем, выше МПК и спортивный результат.

Снижение ЧСС повышает экономичность работы сердца, так как его энергетические запросы, кровоснабжение и потребление О2 увеличиваются тем больше, чем выше ЧСС. Поэтому при одном и том же сердечном выбросе (как в покое, так и при мышечной работе) эффективность работы сердца у тренированных спортсменов выше, чем у нетренированных людей. Механизмы спортивной брадикардии покоя разнообразны. Снижение ЧСС у выносливых спортсменов компенсируется за счет увеличения систолического объема. Чем ниже ЧСС в покое; тем больше систолический объем. Если у нетренированного человека в покое он составляет в среднем около 70 мл, то у высококвалифицированных спортсменов (с ЧСС в покое 40-45 уд/мин) - 100 - 120 мл. Систолический объем увеличивается постепенно в результате продолжительной интенсивной тренировки выносливости и является следствием двух основных изменений в сердце: 1) увеличения объема полостей сердца и 2) повышения сократительной способности миокарда. Благодаря увеличению объема желудочка растет его конечнo - диастолический объем, т. е. максимальное количество крови, которое может вмещать желудочек; повышается функциональная остаточная емкость, т. е. количество крови, остающееся в желудочке после окончания систолы; увеличивается и резервный объем крови в желудочке, т. е. разность между функциональной остаточной емкостью и остаточным объемом крови. Резервный объем крови служит мерой функционального резерва сердца: чем этот резерв больше, тем больше крови может быть выброшено из сердца при каждом его сокращении во время мышечной работы. Несмотря на то, что в условиях покоя систолический объем у спортсменов больше, чем у не спортсменов, он составляет у первых менее 50%, а у вторых около 80% полного (конечно-диастолического) объема левого желудочка (В, Л. Карпман).

Максимальные показатели работы сердца регистрируются при выполнении максимальной аэробной нагрузки (на уровне МПК). Большое МПК может быть только у спортсменов с большим максимальным сердечным выбросом, который может быть вдвое больше, чем у не спортсменов. Так, у выдающихся шведских лыжников при беге на тредбане на уровне МПК сердечный выброс в среднем составил 38 л/мин, а у одного из них, с наибольшим МПК в 6,24 л/мин (81,1 мл/кг-мин), - 42,3 л/мин.

Максимальная ЧСС несколько снижается даже в результате непродолжительной тренировки выносливости, но не очень значительно - на 3-5 уд/мин. У высококвалифицированных спортсменов максимальная ЧСС обычно равняется 185-195 уд/мин, что на 10-15 уд/мин ниже, чем у неспортсменов. Это может быть следствием как...

Другие файлы:

160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики
В учебно-методическом пособии рассматриваются особенности организации и методики проведения подвижных игр и игровых заданий с детьми младшего школьног...

Особенности развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр
Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста. Роль и значение подвижных игр, их классификация...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Особенности психодиагностики детей школьного возраста. Развитие мотивации до...

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Характеристика особенностей игрового и соревновательного метода. Цели и задачи урока физической культуры. Физиологические особенности детей младшего ш...

Особенности адаптации часто болеющих детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Отечественная система организации медицинской помощи. Изменения личности пр...