Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биология

Особенности показателей вегетативной регуляции и функционального состояния у лиц с разным уровнем двигательной активности

Тип: дипломная работа
Категория: Биология
Скачать
Купить
Изучение соотношения между парасимпатической и симпатической регуляциями сердца. Исследование основных физиологических свойств сердечной мышцы. Характеристика особенностей показателей сердечного ритма, влияющих на функциональное состояние студентов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Содержание

Ведение

Глава 1. Вегетативная регуляция функционального состояния организма

1.1 Соотношения между парасимпатической и симпатической регуляциями сердца

1.2 Парасимпатическая регуляция

1.3 Симпатическая регуляция

1.4 Гуморальная регуляция

Глава 2. Особенности показателей вегетативной регуляции и функционального состояния у лиц с разным уровнем двигательной активности

2.1 Основные физиологические свойства сердечной мышцы

2.2 Ритм сердца. Показатели сердечной деятельности

2.3 Оценка функционального состояния организма с учетом уровня их двигательной активности. Нарушение сердечного ритма

2.4 Экспериментальное исследование

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена интенсификацией процесса обучения в институте и ростом требований, предъявляемых студенту при поступлении в ВУЗ, современной системой образования. Известно, что начальный период обучения в институте является очень ответственным как в социальном, так и в физическом отношении моментом в жизни студента. Новые условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объём, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования.

Существенная система обучения изначально подавляет физиологические возможности организма, воздействуя на него в прессинговом режиме однонаправленного характера, не учитывающем морфофункциональных особенностей и индивидуальных темпов биологического созревания. Это приводит к напряжению и срыву механизмов адаптации, существенно снижает уровень здоровья интеллектуальный и физический потенциал студентов.

Ведущую роль в обеспечении адаптационной деятельности организма играет система кровообращения. Эта роль определяется, прежде всего, её функций транспорта питательных веществ и кислорода - основных источников энергии для клеток и тканей. Таким образом, изменение параметров сердечнососудистой системы может расширять или же наоборот, лимитировать адаптационные возможности организма, так как энергетический механизм занимает главное место в процессах адаптации.

Потенциальным подходом к анализу приспособительных возможностей организма является изучение его функционального состояния. Согласно концепции В.В.Парина и Р.М.Баевского (1967) особенности адаптивных реакций можно оценить с помощью анализа механизмов регуляции кардиоритма, потому что его специфика дает возможность получения прогностической информации о функциональном состоянии всего организма.

В основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в том или иной форме двигательной активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов (Лобзин В.С., 1979). Вместе с тем все параметры двигательной активности, обеспечивающие наилучший эффект строго индивидуальны (Пирогова В.А., 1989). Нахождение оптимума возможно с помощью оценки интегративных характеристик функционального состояния организма.

Согласно Р.М.Баевскому (1979), иерархическая структура управления ритмом сердца включает последовательные уровни гуморальной гормональной, вегетативной и центральной (корковой) регуляции. При оптимальном управлении участие высших уровней минимально.

Цель: использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния студентов.

Объект исследования: функциональное состояние студентов.

Предмет исследования: показатели сердечного ритма, влияющие на функциональное состояние студентов.

Выдвинутые цель, объект и предмет исследования обусловили решение следующих задач:

- выявить особенности показателей сердечного ритма, влияющие на функциональное состояние студентов;

- изучить зависимость показателей сердечного ритма от функционального состояния учащихся;

Гипотеза: мы предполагаем, что вегетативная регуляция в симпатикотоническим типом приводит к напряжению механизмов адаптации сердечнососудистой системы к учебным нагрузкам.

Методы исследования: Методом вариационной пульсометрии по Р.М.Баевскому обследованы 25 студентов факультета музыкально-педагогического 1 курса (девушки) и 25 студентов 1 курса девушки факультета физической культуры. В работе использован автоматизированный способ регистрации кардиоинтервалов (бралось не менее 100 кардиоинтервалов) с помощью электронного кардиографа посредством связи блютус (Поли-Спектр-8/EХ фирмы Нейрософт) и кардиотренажер (KETTLER).

Алгоритм математической обработки массива включает в себя вычисление моды (Мо), амплитуды моды (АМо), индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс). Методами математической статистики определяем среднее арифметическое (М), среднее квадратическое отклонение (r), ошибку выборки (m). Проверку гипотезы достоверности различий параметров ритма сердца осуществляем по t - критерии Стьюдента.

Глава 1. Вегетативная регуляция функционального состояния организма

1.1 Соотношения между парасимпатической и симпатической регуляциями сердца

Взаимодействие парасимпатических и симпатических регуляторных аппаратов сердца не подвергалось систематическому углубленному экспериментальному изучению. Существующее представление рисует это взаимодействие в виде динамического балансирования антагонистических влияний на основе реципрокных отношений между соответствующими центральными аппаратами (Гельгорн, Луфборроу, 1966). Это спекулятивное в своей основе представление не находит экспериментального подтверждения в современных исследованиях.

Поэтому проблема взаимодействия между парасимпатической и симпатической иннервацией при регуляторных влияниях на сердце в настоящее время может обсуждаться лишь в предположительном плане. Основной предпосылкой к обсуждению проблемы естественно должны служить наиболее экспериментально обоснованные представления о регуляторных возможностях того и другого иннервационного аппарата, выявленные при изучении раздельного их функционирования.

Можно предполагать поэтому, что симпатический регуляторный аппарат играет вспомогательную роль, по крайней мере, при адаптивном управлении частотой сердцебиений, и приобретает значение самостоятельного регулятора лишь в особых условиях и. по отношению к активации сократительного миокарда.

Решающее значение парасимпатической иннервации в регуляторной адаптации гемодинамической производительности сердца было установлено в хронических экспериментах на животных с предварительно устраненной симпато-адреналовой системой. Поэтому может оказаться, что парасимпатическая только в отсутствии симпатической иннервации сердца приобретает способность дублировать функции последней. Однако, система данных показывает, что парасимпатический аппарат сердца в условиях сильных мышечных напряжений и при стартовых состояниях оказывает ускорительные влияния, которые по своей мощности значительно превосходят ускорения сердцебиений, обусловленные электрической стимуляцией симпатических путей сердца, введением максимально эффективных доз катехоламинов или интенсивным рефлекторным возбуждением симпатической иннервации сердца, вызванным ваготомией или повышением внутричерепного давления.

Приведенные выше данные показали, что количественные модификации парасимпатических импульсных влияний элементов обусловливают переход от тормозных эффектов к ускорительным в пределах одного и того же опыта, как в условиях предварительно удаленной, так и при интактной симпатической иннервации. Эти экспериментальные данные составляют убедительное доказательство того, что как тормозящие, так и ускорительные влияния парасимпатической иннервации сердца определяются исходными свойствами ее структурно-функциональной организации и зависят только от количественных особенностей включения в активность элементов. Последнее вместе с высокой эффективностью парасимпатических ускорительных влияний, явно превосходящей потенциальные возможности симпатических ускорений, показывает, что в обычных условиях физиологического напряжения организма парасимпатическая иннервация составляет основной нервный аппарат, с помощью которого осуществляется не только торможение, но и предельные степени ускорения сердца. О регуляторной роли симпатической иннервации сердца, которую она играет при обычных условиях, имеются лишь ограниченные сведения. И эти сведения очень нуждаются в контроле, вследствие того что они, получены при патологических условиях, созданных глубоким вивисекционным вмешательством.

Включение в активность симпатической иннервации сердца в натуральных условиях целого организма, несомненно, второе доказано только при чрезвычайных и стрессовых обстоятельствах.

К ним относятся: общее охлаждение организма, сильные эмоциональные напряжения, яростная борьба за жизнь, геморрагия, высокоамплитудные колебания кровяного давления, угроза ослабления активности вследствие утомления от крайнего и длительного напряжения. Подобные условия требуют для своего преодоления повышенной активности сердечнососудистой...

Другие файлы:

Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников
Использование прогулки в целях развития движений детей дошкольного уровня. Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке....

Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности
Понятие двигательной активности. Обследование дошкольников старшего возраста и определение среднего возрастно-полового значения показателей их физичес...

Физическое воспитание дошкольников
Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях. Формирование оптимальной двигательной активности в...

Двигательная активность человека
Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, значение подвижных игр в ее развитии. Оценка физической подготовленности дошк...