Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биология

Дуб черешчатый

Тип: реферат
Категория: Биология
Скачать
Купить
Ознакомление с биологическими характеристиками дуба черешчатого. Этимология названия, история растения в разных народах, эпохах. Ботаническое описание, ареал распространения и химический состав. Применение в медицине; способ приготовления лекарств, дозы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дуб черемшчатый

1. Название

дуб черешчатый ареал лекарство

Русские названия: дуб летний (обыкновенный, английский), стежар, нелинь (про дуб, который не сбросил осенний наряд).

Названия на других языках: лат. quercus robur L., бел. дуб звычайны, летнік, укр. дуб звичайний, літній, черешковый, пол. d№b, чеш. dub, серб. дуб, раст, храст, срч, стрж, луз. dub, болг. горняк, горнево древо, латыш. ohsole, эст. tam, фин. tammi, нем. der Eiche, фр. le chкne, англ. the oak.

2. Этимология названия

Родовое название лат. Quercus - дуб, этимология до конца не выяснена. Возможно, слово происходит или от кельт. quer - красивый + cues - дерево, или от др.-греч. кескЭйн - быть шероховатым, что характеризует кору дерева. Видовой эпитет лат. rфbur - дуб, древесина дуба - древнее латинское название дуба.

Русский эпитет черешчатый дано из-за желудей, сидящих в чашечке-плюске, снабжённой ножкой.

3. История

Дуб во многих индоевропейских традициях -- священное дерево, небесные врата, через которые божество может появиться перед людьми, жилище бога или богов. Дуб посвящён Перкунасу (видимо, и Перуну), Тору, Зевсу, Юпитеру и другим громовержцам; разбитый молнией дуб в одних традициях считался недобрым, в других (например, в Литве), напротив, благоприятным знаком. Дуб иногда выступает и как образ дерева, на котором распято лишённое производительных сил божество (часто солнечное), которому, впрочем, суждено возродиться. Особую роль в мифологии играет образ дуба, увитого "золотой ветвью" омелы. Священным считалось и дубовое полено; с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты; его ритуально сжигали в середине лета, сопоставляя это действие с лишением божества плодородия его мужской силы. Вместе с тем сожжение полена рассматривалось и как акт, ведущий к воскресению духа плодородия (характерно в этой связи широкое использование дубового пепла в народной медицине). Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твёрдость власти, суровость. Венок из дубовых листьев отсылал к идее силы, мощи, достоинства. У дуба, почитаемого как царское дерево, свершались важнейшие ритуалы (жертвоприношения, суд, клятвы и т. п.), устраивались праздники. В библейской традиции дуб (наряду с кедром) символ гордости и высокомерия; у дуба становится царём Авимелах, под дубом восседает Саул, под дубом погребают Дебору, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб -- эмблема Христа (по некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба).

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. Оракул толковал шелест дубовой листвы, а позднее прорицал события по звону сосудов, по которым ударяли дубовой гибкой ветвью. Зевсу был посвящён и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звёзд.

В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями (в Риме дубовые ветви носили в брачных процессиях, видя в них символ плодородия). По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида. "Дубовыми" нимфами являлись также греческие дриады и гамадриады. Дубу отводилась значительная роль в мифопоэтических представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары герой народных преданий Мерлин. В ряде традиций с дубом связывалось происхождение человеческого рода.

Дуб -- "король леса", символизирует выносливость, силу, славу; в Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. У друидов дуб был самым почитаемым деревом; в христианском символизме дуб означает веру и добродетель. В книге Вальтера Скотта Айвенго изображение дуба с вырванными корнями на щитах саксонской знати символизировало то, что она разделяет с простыми саксами их судьбу после норманнского завоевания.

Древние славяне вырезали статуи Перуна -- бога грома и молний -- непременно из дуба (его так и называли Перуново дерево). А перед вырезанным идолом жгли неугасимый "живой огонь из дубового древня", добытый трением дубовых палочек. Этот огонь ежегодно возобновлялся в Иванову ночь. Вообще-то дубы из боязни прогневить богов-громовержцев (равно и отменного стрелка из лука -- лучезарного Аполлона) не рубили ни древние греки и римляне, ни древние германцы и славяне. Возможно, поэтому и сохранились могучие представители дубового племени в наши дни. В языческие времена карпатские славяне были убеждены, что дубы существовали со времен сотворения мира. Плиний Старший писал: "...Дубы... не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира". При раскопке трипольских поселений пяти-тысячелетней давности под развалинами печи в обломках глины нашли отпечатки желудей. По-видимому, люди в это время уже знали, как выпекать из желудей хлеб.

На Руси дуб выступал в роли охранителя: из дубов создавали засеки - раскинутые на сотни верст цепи поваленных деревьев. Засеки становились труднопреодолимой преградой на пути движения батыевой конницы, а спустя столетия - танковых немецких дивизий.

Листья и жёлуди дуба

Мужские соцветия дуба

4. Ботаническое описание

Дуб черешчатый - листопадное дерево семейства буковых (Fagaceae), достигающее 50 м высоты. Корневая система состоит из очень длинного стержневого корня; с 6 лет начинают развиваться боковые корни, тоже уходящие глубоко в землю. Крона густая шатроподобная или широко-пирамидальная, асимметричная, раскидистая, с крепкими ветвями и толстым стволом (1,5 м в диаметре). У молодых деревьев ствол неправильный, коленчатый, с возрастом становится прямым и цилиндрическим. Кора у старых деревьев (с 50-60 лет) буро-серая, трещиноватая, толщиной до 10 см, у молодых стволов и ветвей серебристо-серая, у молодых побегов гладкая, оливково-бурая. Молодые побеги пушистые, бурые или красновато-серые, блестящие, с бурыми пятнами и слегка продолговатыми чечевичками.

Почки тупо-пятигранные, 5 мм длиной и 4 мм шириной, боковые немного мельче и отстоящие, чешуйки многочисленные, пятирядные, бурые, голые и лишь по краю реснитчатые. Все почки обычно яйцевидные, почти шарообразные, светло-бурые, на вершине округлённые или тупо заострённые, листовой рубец с 5-7 следами. Верхушечные почки окружены большей частью несколькими боковыми.

Листорасположение очередное, на вершине веток в виде пучков. Листья продолговатые, продолговато-обратно-яйцевидные, книзу суженные или сердцевидные, часто с ушками, на вершине тупые или выемчатые, перисто-лопастные, 80-100 мм длиной, 25-70 мм шириной, с 4-7 лопастями, твёрдые, почти кожистые, сверху тёмно-зелёные, блестящие, снизу желтоватые или зелёные, с сильно выдающимися более светлыми жилками, голые с обеих сторон, с короткими черешками длиной до 10 мм, на зиму всегда опадающие.

Лопасти тупые, округлые, вырезы между ними неглубокие. Цветки раздельнополые. Растение однодомное. Тычиночные цветки собраны в длинные свисающие серёжки 20-30 мм длиной, с 10 и более цветками, по 2-3 вместе или одиночно на вершинах прошлогодних побегов или в нижней части молодых побегов. Каждый цветок сидит удалённо от другого, поэтому между ними ясно виден цветонос; имеет 5-7-раздельный, по краям бахромчатый, перепончатый, зеленоватый околоцветник. Женские цветки обычно располагаются на молодых побегах выше мужских, собраны по 2-3 вместе на отдельном красноватом стебельке, имеют шестираздельный, по краям красноватый околоцветник, окружённый зелёными, волосистыми, на вершине красноватыми чешуйками, представляющими собой будущую плюску.

Завязь трёхлопастная, красного цвета, рыльце нитевидное, немного выдающееся наружу. Гнёзда в завязи формируются только после опыления, в числе трёх, с двумя яичками в каждом. Из каждой завязи обычно развивается только по одному жёлудю. Цветение начинается у деревьев возрастом от 40 до 60 лет. Цветет в мае, плоды созревают в сентябре. Плод -- орех (жёлудь) голый, буровато-коричневый (1,5-3,5 см длиной), на длинной (3-8 см) плодоножке. Жёлудь размещён в блюдце, или чашевидной мисочке -- плюске (0,5-1 см длиной). Размножение семенное; желуди разносятся птицами. Плодоносить дуб черешчатый начинает с 40-60 лет. Обильные урожаи желудей повторяются через 4-8 лет. Дуб живет до 400-500 лет, отдельные деревья - до 1500-2000 лет, достигая 4 м в диаметре.

5. Ареал распространения

Широко распространён в Западной Европе и европейской части России, встречается на севере Африки и в западной Азии. Северной границей ареала является южная Финляндия, север Ленинградской области. На западе Норвегии, ввиду влияния Гольфстрима, граница обитания достигает 65-й параллели. По мере продвижения на восток граница обитания сдвигается на юг, а в Сибири он и вовсе не обитает. Интродуцирован на северо-востоке Северной Америки. Растет в широколиственных лесах и дубравах. Дуб относится к теплолюбивым деревьям. Часто страдает от поздних весенних заморозков. Относительно светолюбив, и в молодом возрасте, когда он медленно растет, часто заглушается быстрорастущими деревьями (березой, осиной, грабом, сосной, буком). Поэтому требует ухода - осветления путем вырубки быстрорастущих пород. Растет обычно на удобренной и влажной почве, но встречается также на довольно сухих почвах. Известны две формы дуба обыкновенного -- ранняя и поздняя. У раннего дуба листья распус...

Другие файлы:

Дуб обыкновенный (дуб черешчатый)

Использование быстрорастущих пород в полезащитном лесоразведении.
1.Значение быстрорастущих пород в полезащитных насаждениях.2.Лиственные породы: айлант(китайский ясень), акация белая, береза бородавчатая, вязы, глед...

Дуб
У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности и постоянства, символом силы и славы. Особо отличившихся людей награждали в...

Диагнозы и ключи возрастных состояний древесных растений
А.А.Чистякова. Методика сбора материала и специфика онтогенеза деревьев.А.А.Чистякова. Жизненные формы деревьев.А.А.Чистякова. Поливариантность онтоге...