Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Центральные банки: понятие, функции и нормативные основы деятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Характеристика центральных банков: суть и правовые основы деятельности, функции. Основные задачи, методы и формы денежно-кредитного регулирования. Законодательная и нормативная база, воздействие изменения ставок обязательных резервов на денежную сферу.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика Центральных банков

1.1 Сущность и правовые основы деятельности

1.2 Функции центральных банков

Глава 2. Денежно-кредитная политика центрального банка

2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования

2.2 Сущность, функции и роль обязательных резервов

2.3 Воздействие изменения ставок обязательных резервов на денежную сферу

Глава 3. Нормативное регулирование Центрального банка

3.1 Нормативы, регулирующие деятельность центрального банка

3.2 Законодательная и нормативная база по обязательным резервам

3.3 Нормативы Центрального банка РД, регулирующие деятельность коммерческих банков

Заключение

Список литературы

Введение

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.

Актуальность данной темы состоит в том, что более глубокое понимание деятельности Центрального банка может быть достигнуто после изучения нормативов, на которых эта деятельность основывается.

Цель данной работы - раскрытие сущности нормативных актов, сферы их влияния, разделение их по группам.

Задачи, которые были поставлены в начале работы

- дать общую характеристику Центрального банка, а именно сущность и функции центральных банков.

- раскрыть сущность денежно-кредитной политики Центрального банка

- определить роль обязательных резервов в денежно-кредитной политике

- раскрыть сущность нормативов, регламентирующих деятельность Центрального банка

Глава 1. Общая характеристика Центральных банков

1.1 Сущность центральных банков

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.

Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей: центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики; центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

Банковское законодательство, в том числе законодательство, регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи деятельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов.

По отношению к регулированию деятельности центрального банка эти законодательные акты имеют неодинаковое значение. Как известно, в государстве существуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общественной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция страны и Гражданский кодекс.

Помимо общих и отраслевых в банковском законодательстве можно выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к параллельно функционирующим сферам, взаимодействующим с Банком России. К первому типу законов относится упомянутый главный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму типу - законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации» и др.

В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

1.2 Функции центральных банков

Среди многообразных функций центральных банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.

Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.

К регулирующим функциям относятся: управление совокупным денежным оборотом; регулирование денежно-кредитной сферы; регулирование спроса и предложения на кредит.

Контрольные функции включают в себя: осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы; проведение валютного контроля.

Обслуживающие функции заключаются в: организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков; кредитовании банковских учреждений и правительства; выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.

Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной политики.

Характер проводимой центральным банком денежно-кредитной политики во многом зависит от степени его независимости от правительства, которая может быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.

С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно- кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков. Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя: - определение направлений развития денежно-кредитной политики; - выбор основных инструментов денежно-кредитной политики; - создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям; - проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики; - составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Не менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулир...

Другие файлы:

Центральные банки: правовой статус, цели деятельности, функции, операции
Становление института Центрального банка, его значение в рыночной экономике и основные функции, цели и задачи. Влияние деятельности Центробанка на фор...

Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

Банковская система в России и на Украине в 90-е годы XX века
Краеугольный камень банковской системы. Банки и их роль в финансовой системе США. Центральные, квазиобщественные банки. Банки банкиров. Коммерческие б...

Коммерческие банки, их структуры и функции
Природа и современные представления о сущности коммерческих банков. Организационные и правовые основы банковской деятельности. Роль и место банковской...

Органы местного самоуправления: понятие, виды, компетенция, нормативные основы деятельности
Структура органов местного самоуправления. Порядок распределения полномочий между уровнями власти. Правовые основы деятельности муниципалитетов. Специ...