Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Учет операций в расчетно-кассовом центре

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Структура и задачи расчетно-кассового центра (РКЦ). Подразделения отдела кассовых операций, порядок его работы и обязанности начальника. Оформление и учет операций коммерческого банка по корреспондентскому счету в РКЦ, организация межбанковских расчетов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Расчетно-кассовый центр (далее РКЦ) - одно из центральных звеньев банковской системы. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания банковского механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы.

Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из «несущих конструкции» административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное. Необходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

С помощью РКЦ предполагается решается целый ряд задач, связанных со снижением издержек по обработке платежей, совершенствованием системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги, улучшением качества обслуживания населения и др.

Актуальность темы заключается в том, что РКЦ играют огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Цель работы - рассмотреть особенности расчетно-кассового центра.

Задачи работы:

1) представить общую характеристику расчетно-кассового центра;

2) охарактеризовать учет операций в расчетно-кассовом центре;

3) рассмотреть перспективы развития расчетной сети с использованием расчетно-кассового центра.

Объект исследования - расчетно-кассовый центр.

Предмет исследования - учет операций в расчетно-кассовом центре.

В работе использованы нормативные, законодательные документы, положения ЦБ РФ, теоретические источники.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ЦЕНТРА

1.1 Организация, структура и функции расчетно-кассового центра в современных условиях

До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему меж филиальных оборотов (далее МФО). Система МФО, которая была введена в 1933 году, достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны.

МФО имели место при перечислении банковскими учреждениями средств по поручениям своих клиентов получателям, счета которых находились в иногородних филиалах. Основная часть МФО была связана с совершением безналичных расчетов хозорганов по поставкам товаров и оказании услуг, кассовому исполнению государственного бюджета, формированию и использованию внебюджетных средств, эмиссионно-кассовым операциям банков.

Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования, т.е. порядок применения расчетов по МФО в силу его надежности был распространен на учреждения всех государственных специализированных банков.

С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков.

Предполагалось обеспечить экономическую самостоятельность банков, повысить их реальную заинтересованность и ответственность за конечные результаты деятельности. Однако выполнить указанную задачу не удалось, что во многом было связано с механизмом межбанковских расчетов, обусловившим внеплановое перераспределение денежных средств между банками в процессе межфилиальных оборотов.

Назрела необходимость дальнейших преобразований банковской системы, которые позволяли бы задействовать современные методы денежно-кредитного регулирования народного хозяйства.

В стране начала создаваться двухуровневая организационная структура:

1 уровень - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России);

2 уровень - коммерческие банки.

Необходимость установления банками прямых корреспондентских отношений объясняются совершенно конкретными, жизненными обстоятельствами, их желаниями обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей.

Первые коммерческие банки были вынуждены отказаться от работы через систему межфилиальных оборотов, и стали работать через систему корреспондентских отношений - открывать корреспондентские счета в РКЦ. Но с увеличением количества коммерческих банков резко возрос объем операций, которые должны обслуживать расчетно-кассовые центры. РКЦ технически к этому были не готовы. В результате возникли задержки платежей, снизился контроль за их происхождением, стали появляться фальшивые авизо.

Первой жизненной причиной ускоренного развития коммерческими банками своих корреспондентских отношений явился платежный кризис:

- катастрофическое замедление расчетов через РКЦ, как внутри России, так и - со странами ближнего зарубежья;

- крайняя усложненность возникавшей системы расчетов.

Ни один банк физически не смог бы обслужить расчеты всех банков страны. Поэтому, практичнее и эффективнее использовать два взаимодополняющих варианта организации корреспондентских отношений. Не отказываясь в необходимых случаях от работы через РКЦ Центрального Банка, заинтересованные коммерческие банки должны открывать друг другу корреспондентские счета и через них проводить свои операции в регионах, где располагаются их корреспонденты. В итоге такая система будет вдвойне надежнее.

Уже в 1993 году целый ряд банков имел чрезвычайно мощные корреспондентские сети, позволяющие им в предельно сжатые сроки, в том числе в режиме реального времени, проводить любые расчетные операции.

Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ РФ, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), являющихся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

В стране создана широкая сеть РКЦ - свыше 1300, деятельность которых, находится в стадии становления. Они функционируют в крупных городах, где есть вычислительные центры, а также в небольших городах и районных центрах.

Рис. 1.1 Инфраструктура расчётно-кассовых центров

Среди РКЦ 76 являются Межрайонными РКЦ (головными РКЦ - ГРКЦ). В ряде регионов одни расчетно-кассовые центры специализируются на выполнении только кассовых операций, а другие - только расчетных.

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Можно выделить несколько общих признаков РКЦ:

- РКЦ - это структурное подразделение Банка России, действующее в составе территориального учреждения Банка России;

- по своему статусу оно не является ни филиалом, ни представительством, поскольку филиалом признается само территориальное управление;

- РКЦ выступает от имени Банка России и соответственно во всех спорах, возникающих по поводу обслуживания в РКЦ, ответчиком является ЦБ РФ;

- названное подразделение представляет собой элемент Банка России, который обслуживает расчетную деятельность банков, осуществляет инкассацию денег и другие операции, связанные с денежным оборотом;

- в расчетных правоотношениях РКЦ, не будучи самостоятельным субъектом права, приобретает статус квази-субъекта, так как ему присваивается самостоятельный БИК и расчет осуществляется от имени РКЦ.

Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, выполняющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации. Для достижения этой цели РКЦ наделены следующими функциями:

- осуществление расчетов между кредитными организациями и их филиалами;

- осуществление кассового обслуживания кредитных организаций и их филиалов;

- хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

- обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета, открываемые кредитным организациям и их филиалам;

- расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Федеральными Законами, а также обслуживанием клиентов в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

- обеспечение защиты ценностей, банковских документов, банковской информации от несанкционированного доступа;

- установление предельного размера остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций и их филиал...

Другие файлы:

Межбанковские расчеты
Необходимость, сущность и значение межбанковских расчетов. Характеристика их видов. Анализ межбанковских расчетов на территории Свердловской области...

Анализ деятельности ОАО "Белагропромбанк"
Организация бухгалтерского учета и отчетности в ОАО "Белагропромбанк", учет кредитов и операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Оформлени...

Учет операций по санкционированию расходов федерального бюджета учреждениями системы МВД России
Понятие и нормативное регулирование бюджетного учета. Документы и регистры учета операций по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей...

Учет расчетно-кассовых операций на предприятии

Организационная структура банка
Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках. Оформление и учет операций с драгоценными металлами, ценными бумагами, по расчетно-кассовому о...