Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Рынок акций "второго эшелона"

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Экономическая сущность акций "второго эшелона". Анализ состояния рынка акций "второго эшелона" в России. Повышение рейтинга акций "второго эшелона" среди игроков биржевого рынка. Оптимизация долевого соотношения акций в модельных портфелях инвесторов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

На протяжении более чем десятилетнего периода развития российского фондового рынка акции "второго эшелона" привлекали к себе значительное внимание различных групп инвесторов. В отличие от хорошо знакомых и активно торгуемых "голубых фишек", акции "второго эшелона" характеризуются меньшей ликвидностью, однако теоретически сохраняют в себе потенциал значительного роста, иногда на несколько сотен процентов, что стимулирует искушенных игроков инвестировать в эти бумаги, несмотря на множественные риски. Самый распространенный риск заключается в перспективе "зависнуть" с акциями "второго эшелона", то есть в ситуации, когда их невозможно продать в течение длительного периода времени.

Для того чтобы минимизировать этот риск, а равным образом и другие риски, необходимо разобраться в том, что же все-таки представляют собой акции "второго эшелона" и как функционирует их рынок.

Понятие «второй эшелон» не является формализованным. Часть экспертов относят к нему все бумаги, за исключением 10--20 наиболее ликвидных. Другие ограничивают этот объем бумаг снизу, выделяя также «третий эшелон», который включает в себя еще менее ликвидные бумаги. Также нет единого для всех критерия разделения бумаг на достаточно и недостаточно ликвидные.

Цель данной работы: На основе изучения теоретических аспектов отраслевой структуры и анализа состояния рынка акций «второго эшелона», разработать схему повышения рейтинга таких акций среди игроков биржевого рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Раскрыть экономическую сущность акций «второго эшелона»

· Исследовать отраслевую структуру рынка акций «второго эшелона»

· Проанализировать состояние рынка акций в России

· Провести финансовый анализ надежности акций «второго эшелона»

· Определить динамику изменения структуры данного рынка

· Выявить способы оптимизации долевого соотношения акций в модельных портфелях инвесторов

Объектом исследования является рынок акций «второго эшелона».

Предметом исследования является анализ надежности и формирование отраслевой структуры данного рынка.

Актуальность: Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.

Глава 1. Теоретические аспекты российского рынка акций

1.1 Экономическая сущность акций «второго эшелона»

Акции второго эшелона - это акции компаний, менее востребованные на фондовом рынке и выпущенные не очень крупными компаниями, к ним относятся: Аэрофлот, Автоваз, Башнефть, Росбизнесконсалтинг, Уралсвязьинформ, Иркутскэнерго, МГТС, Северо-Западный Телеком, Корпорация ИРКУТ, Северсталь, Центртелеком и еще несколько десятков.

Сразу разделим понятия. Есть "голубые фишки" и есть акции "второго эшелона". Первые - это крупные компании уровня Газпрома, Сбербанка. О них всегда можно услышать, включив канал РБК. Акции "второго эшелона" не такие популярные. В основном под это понятие попадают малые и средние компании, вся стоимость которых укладывается в рамки 50-500 млн долларов.

"Голубые фишки" очень ликвидны, то есть их легко можно купить и продать за доли секунды. А вот покупателям или продавацам акций "второго эшелона" приходится ждать иногда месяцами. Поэтому здесь нет спекулянтов. Только очень серьезные инвесторы. С большими деньгами. Потому что акции "второго эшелона" часто продаются не штучно, а партиями по 100-1000 единиц. Еще один минус "вторых" - это спрэд. Все сталкивались с тем, что доллар в обменнике можно купить по одной цене, а продать уже по другой. Спрэд - это как раз разница между ценами покупки и продажи. В акциях "второго эшелона" он очень широкий и неудобный.

Все эти недостатки с лихвой перекрывает доходность. Во "втором эшелоне" сотни процентов прибыли обычное дело.

Как известно, наиболее привлекательным способом профинансировать свою деятельность для акционерной компании является продажа акций, как ранее выпущенных, так и новых эмиссий [8]. Были бы только покупатели, причём такие, которые не требуют контроля над эмитентом или залога его активов, способны "впитать" достаточно крупные эмиссии и заплатить за них по мировым, а не по заниженным местным ценам. Для всего этого нужен ёмкий и ликвидный фондовый рынок. Как в промышленно развитых, так и в новых индустриальных странах, включая Россию, он уже в той или иной степени есть. Но не для мелких и средних предприятий.

Доминирует на местных фондовых рынках, как правило, горстка доморощенных «блю-чипов», которые и отвлекают на себя всё внимание как трейдеров, так и конечных инвесторов. Акции же так называемых вторых и третьих эшелонов даже в Западной Европе, не говоря уже о третьем мире и России, до конца ликвидными не назовёшь. Поэтому и стоят они копейки в сравнении с тем ценовым уровнем, которого многие из них достойны, учитывая их прибыльность, финансовую стабильность, и перспективы развития [16].

Акции «второго эшелона» есть на любом фондовом рынке развитой или развивающейся страны, однако инвестиции в эти инструменты весьма и весьма специфичны и подходят далеко не всем частным инвесторам.

Итак, чем же отличается «второй эшелон» от «голубых фишек» [14]?

Первое отличие заключается в уровне ликвидности, основным показателем которого можно считать средний дневной объем торгов акциями. Акции «второго эшелона» отличаются гораздо меньшим уровнем ликвидности по сравнению с «голубыми фишками»: средний дневной объем торгов по бумагам «второго эшелона» может быть в десятки раз ниже. В условиях стабильной ситуации на фондовом рынке разница в уровне ликвидности не является принципиальной, однако при резком падении рынка (подобного августу 2008г.) продать акции «второго эшелона» без серьезных потерь становится достаточно сложно.

Второе отличие -- слабая зависимость от колебаний рыночной конъюнктуры.

«Голубые фишки» первыми реагируют на любые новости и события, происходящие на рынке: в течение торгового дня они реагируют на колебания цен на нефть; изменения азиатских, европейских и американских индексов; динамику американских и глобальных депозитарных расписок; выход макроэкономических данных в России и за рубежом и т. д. Бумаги «второго эшелона», как правило, «живут своей жизнью»: они гораздо слабее зависят от текущего информационного фона. В результате «второй эшелон» зачастую оказывается в роли «догоняющего»: первыми и растут, и падают «голубые фишки» [20].

Третье важное отличие - меньшая информационная прозрачность. В частности, подавляющее большинство компаний «второго эшелона» не предоставляет финансовую отчетность по международным стандартам, не имеет четкой дивидендной политики и долгосрочной стратегии развития (в этом сегменте рынка есть и исключения, но, к сожалению, их немного).

Кроме того, для многих компаний «второго эшелона», за исключением находящихся под государственным контролем или входящих в крупные финансово-промышленные группы, характерна чрезвычайно сложная и запутанная структура собственности. Чаще всего акционерами таких компаний выступают оффшоры, владеющие относительно небольшими долями в уставном капитале (от 3% до 20%) [30].

Таким образом, акции «второго эшелона» характеризуются более высоким уровнем риска по сравнению с «голубыми фишками», однако риски вложений во «второй эшелон» компенсируются его доходностью.

Еще одним серьезным преимуществом компаний малой и средней капитализации является хорошая возможность диверсификации инвестиционного портфеля, по крайней мере, по отраслевому принципу [17].

Ключевым параметром любой стратегии, ориентированной на «второй эшелон», должен быть длительный срок инвестирования - ориентировочно от 3 до 5 лет.

Вложение капитала на меньшие сроки представляется весьма рискованным. Дело в том, что практически все инвестиционные идеи, связанные с низко ликвидными акциями относительно небольших компаний, можно распределить по четырем основным направлениям:очень низкая текущая рыночная капитализация относительно финансовых результатов или активов компании (например, компания «второго эшелона» вполне может стоить в 2-3 раза ниже стоимости чистых активов);

· высокие ожидаемые темпы роста бизнеса (например, за счет получения крупного долгосрочного заказа);

· реорганизация компаний (хорошим примером является присоединение межрегиональных компаний связи к «Ростелекому», завершившееся весной текущего года);

· проведение первичного публичного размещения.

Естественно, что для практической реализации любой из таких долгосрочных идей требуется время, в частности, процесс масштабной реорганизации длится не менее 1,5-2 лет (в отдельных случаях - до 4-5 лет).

Еще один важный для «второго эшелона» инвестиционный параметр - ориентация на фундаментальный анализ в ходе принятия решений о покупке или продаже ценных бумаг. Практика показывает, что технический анализ плохо работает на низко ликвидных бумагах, а применение факторного анализа затруднено или вообще невозмо...

Другие файлы:

Российский рынок акций: анализ и перспективы развития
История развития финансового рынка России, сущность и виды акций. Фондовый рынок и крупнейшие эмитенты российского рынка акций, рынок акций "второго э...

Российский рынок акций
Понятие и свойства, виды цен и классификация, доходность акций; обыкновенные и привилегированные акции. Фундаментальные факторы развития российского р...

Организация рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Рынок ценных бумаг: цели, задачи, функции, характеристика основных видов и инструментов. Анализ акций 1-го эшелона: Лукойл и Центрального банка. Персп...

Акция как ценная бумага. Рынок акций в России
Параметры выпуска акций при дроблении и консолидации. Разновидности привилегированных акций. Причины неразвитости российского фондового рынка, перспек...

Рынок акций в Республике Казахстан: состояние, значение, перспективы
Общая характеристика рынка ценных бумаг. Понятие и виды акций, рынки на которых они обращаются: первичный и вторичный рынок. Исследование состояния ры...