Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Основные составляющие процентной политики коммерческого банка. Проведение депозитных и ссудных операций. Анализ соответствия структуры активов и пассивов по срокам погашения. Чистая процентная маржа и ее анализ. Хеджирование риска процентных ставок.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Содержание

Введение

Глава 1. Основные составляющие процентной политики коммерческого банка

1.1 Содержание процентной политики коммерческого банка

1.2 Депозитные операции

1.3 Ссудные операции

1.4 Процентные ставки и методы начисления процентов

Глава 2. Способы управления процентной политикой коммерческих банков

2.1 Анализ соответствия структуры активов и пассивов по срокам погашения

2.2 Чистая процентная маржа и её анализ

2.3 Управление активами и пассивами (хеджирование риска процентных ставок)

Глава 3. Анализ процентной политики на примере коммерческого банка "РоссельхозБанк"

3.1 Анализ процентных доходов

3.2 Анализ процентных расходов

3.3 Анализ динамики процентной маржи

Заключение

Приложения

Список литературы

Введение

Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.

В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между привлекаемыми и размещаемыми ресурсами сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и объема осуществляемых операций.

В работах по исследованию аспектов формирования процентной политики коммерческих банков процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит. Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится важнее. Перед банками стоит задача максимизации или, по меньшей мере, стабилизации величины маржи банка (разности между процентными поступлениями и процентными издержками) при приемлемом уровне риска.

Актуальность данной проблемы определила тему научно-исследовательской работы: «Процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками». Объектом исследования работы являются основополагающие характеристики банковской деятельности. Предметом исследования - процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками. Целью данной работы является изучение способов управления процентной политикой банка (на примере отдельно взятого банка) по данным внешней и внутренней отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия и сущность процентной политики;

2. Изучить характеристику процентов и их виды;

3. Выявить способы управления процентными ставками;

4. Исследовать процентную маржу;

5. Изучить GAP анализ и дюрацию;

6. Провести анализ процентных доходов и расходов Россельхозбанка;

7. Проанализировать процентную маржу на примере Россельхозбанка.

В соответствии с целью и задачами данной работы выявлена гипотеза, которая состоит в том, что грамотно разработанная процентная политика позволит банку повысить рентабельность деятельности и конкурентоспособность.

Работа состоит из: введения, теоретической части, аналитической части, заключения и списка использованной литературы. Анализ проведен по данным бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности коммерческого банка "РоссельхозБанк". За период анализа выбран годовой интервал с первого января 2010 года по первое января 2011 года.

Глава 1. Основные составляющие процентной политики коммерческого банка

1.1 Содержание процентной политики коммерческого банка

Банковская система в России -- одна из важнейших структур рыночной экономики. В настоящее время она является децентрализованной двухуровневой системой банков, которая представлена главным образом Центральным банком РФ и многочисленными коммерческими банками. ЦБ РФ по Федеральному закону «О Центральном банке РФ» является самостоятельным институтом и осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков [18]. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банк -- это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому согласно закону и на основании лицензии, выдаваемой ЦБ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени, размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции [17].

Таким образом, банковскую деятельность можно рассматривать с двух сторон:

· посредническая деятельность: получение займов и кредитование;

· выполнение производственной функции: обслуживание клиентов, обработка информации, работа с рыночными структурами и пр.

Банки, как финансовые посредники, передают средства вкладчиков в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики -- возможность в определенный срок пользоваться крупными денежными средствами, а у банка появляется интерес в виде маржи. Следовательно, в основу финансового посредничества банков положена игра на величине процентных ставок по пассивным и активным операциям. Именно поэтому банкам необходимо разрабатывать грамотную процентную политику для максимизации процентного дохода от размещения денежных средств и минимизации процентных расходов в результате привлечения ресурсов.

Процентная политика - это совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками. Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка.

Процентная политика включает:

Ш постановку целей;

Ш определение полномочий органов управления банка, рабочих комитетов и должностных лиц;

Ш порядок принятия решений по установлению и пересмотру процентных ставок по активным и пассивным операциям банка;

Ш установление максимальных и минимальных, штрафных и льготных процентных ставок по банковским операциям, принципов и критериев их дифференциации;

Ш назначение подразделения банка, ответственного за оценку процентного риска;

Ш утверждение методов, применяемых банком для оценки процентного риска, характера управленческой отчетности, периодичности ее представления;

Ш выбор инструментария, применяемого для ограничения процентного риска;

Ш организацию мониторинга процентного риска.

Общее собрание участников банка по представлению Совета директоров банка утверждает процентную политику, которая периодически корректируется на основании профессионального суждения членов коллегиальных органов управления банка, а также в зависимости от результатов деятельности банка и изменения рыночных условий.

Основная цель любой коммерческой организации - это получение прибыли. Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, осуществлять операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещению указанных средств от своего имени, на своих условиях и на собственный риск, а также открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц. То есть банк имеет право осуществлять кредитные, депозитные, инвестиционные и другие операции. Учитывая цель деятельности коммерческого банка, можно дать следующее определение политики банка - это стратегия, тактика и оперативное управление в области организации и осуществления банковских операций и услуг в целях получения прибыли, обеспечения надежности, ликвидности и дальнейшего развития.

Для реализации данной цели банку необходимо осуществлять депозитную, кредитную, процентную, валютную и другие политики. То есть процентная политика - это лишь составная часть широкого спектра политики, проводимой на уровне ба...

Другие файлы:

Оценка процентной политики коммерческих банков
Сущность процентной политики коммерческих банков, банковский процент. Процентная политика Национального банка Республики Беларусь и центральных банков...

Финансовые результаты деятельности коммерческих банков
Банковские доходы: стабильные и нестабильные. Расходы коммерческого банка для осуществления всех видов деятельности. Процентная маржа как разница межд...

Роль коммерческих банков
Понятие коммерческих банков, их виды. Функции и принципы деятельности коммерческих банков. Становление и оценка развития коммерческих банков Республик...

Политика центральных и коммерческих банков
Характеристика функций центральных и коммерческих банков. Изучение инструментария регулирования банковской сферы: право эмиссии банкнот, учетная, депо...

Пассивные операции коммерческих банков
Характеристика сущности и роли пассивных операций в формировании ресурсов коммерческих банков. Депозитная политика коммерческих банков Республики Каза...