Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Потребительское кредитование в коммерческом банке

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Потребительский кредит, его сущность, роль и виды, принципы и нормативно-правовое обоснование его предоставления в коммерческих банках. Экономическая характеристика ЗАО "Русский Стандарт", проблемы и анализ перспектив потребительского кредитования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Потребительское кредитование в коммерческом банке

Введение

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Реализация банковских продуктов и услуг представляет собой важный этап в деятельности банков, действующих в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленных целей каждый банк разрабатывает свою стратегию. Разработка стратегии включает: определение сводных целей; выявление задач, которые нужно решить для достижения поставленных целей; разработка конкретных действий; которые необходимо для этого предпринять. Банки, имеющие сложную организационную структуру и разветвленную филиальную сеть, не могут ограничиваться единой стратегией для всех уровней их организации, а создают пирамиду взаимоувязанных стратегий.

Сегодня в спектре банковских услуг все большая роль отводится потребительскому кредитованию. Этот вид услуг можно назвать динамично развивающимся направлением в банковском секторе. Развитие потребительского кредитования является одним из приоритетных направлений развития банковского сектора Российской Федерации.

При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Необходимость пересмотра банками основ своей деятельности диктуется усилением конкуренции, как между отдельными коммерческими банками, так и между ними и небанковскими кредитно-финансовыми институтами. Кредитную стратегию определяют реальные сдвиги к улучшению в развитии экономики. Банки должны проводить гибкую политику кредитования, разработать подходящую стратегию, уметь предоставить наиболее удобный вид кредита для каждого потенциального потребителя этого кредита.

Стратегия развития банковской системы должна учитывать множество факторов, один из которых - региональные особенности. Возможным существенным недостатком системы формирования ресурсов является неравномерность развития кредитования в западной части Росси и ее восточных регионах. Одни регионы являются донорами капитала, а другие испытывают его дефицит. Уже сейчас можно предположить, что без особой законодательной поддержки ряд регионов не сможет самостоятельно формировать ресурсную базу для развития потребительского кредитования.

Как показал анализ, в настоящее время на нашей территории активно работают два банка - «Русский стандарт» и «Home кредит». Оба банка на рынке кредитования уже более года и каждый положительно зарекомендовал себя.

Актуальность данной работы видится в том, что потребительский кредит получил широкое распространение, так как способен разрешить проблему неплатежей и нехватки оборотных средств у частных лиц. В настоящее время обозначилась острая потребность в более глубоком изучении процесса кредитования физических лиц финансово-кредитными учреждениями в связи с повышенным спросом населения на данный вид банковских услуг.

Цель работы - выявление основных направлений развития кредитования физических лиц в коммерческом банке.

Предмет исследования - организация и технология кредитования физических лиц в банке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность и функции кредита;

- описать принципы организации потребительского кредитования;

- исследовать правовое регулирование кредитных операций;

- проанализировать современное состояние рынка кредитования физических лиц в России;

- исследовать деятельность

1. Теоретико-методические аспекты банковского кредитования физических лиц

1.1 Потребительский кредит, его сущность, роль и его фиды

Потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») - это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемые населению на приобретение товаров длительного пользования, неотложные нужды, образование, кредиты индивидуальным частным предпринимателям, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования (на возвратных и платных основах).

Понятие займа и кредита содержится в гл. 42 Гражданского кодекса. Российской Федерации. В параграфе 1 указанной главы содержатся положения о займе, а в параграфе 2 - о кредите.

В соответствии с § 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (§ 1 ст. 819 ГК РФ). К отношениям по кредитному договору применяются правила договора займа, если иное не предусмотрено положениями Гражданского кодекса о кредите и не вытекает из существа кредитного договора (§ 2 ст. 819 ГК РФ).

Кредитным договором может быть предусмотрена уплата процентов (ст. 809 ГК РФ). При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, - в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Место и роль кредита в экономической системе общества определяются, прежде всего, выполняемыми им функциями, как общего, так и селективного характера:

1) перераспределяет капитал между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли;

2) стимулирует эффективность труда;

3) расширяет рынок сбыта товаров;

4) ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;

5) является мощным орудием централизации капитала;

6) ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;

обеспечивает сокращение издержек обращения: связанных с обращением денег, связанных с обращением товаров.

Классификация потребительских ссуд заемщиков может быть проведена по ряду признаков, в том числе по субъектам кредитной сделки, по целевому направлению, по видам обеспечения, по способу предоставления, по срокам и методам погашения [3].

По субъектам кредитной сделки (по виду кредитора) различают:

- банковские потребительские кредиты;

- кредиты, предоставляемые населению торговыми организациями;

- потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды);

- личные или частные потребительские ссуды (предоставляемые частными лицами);

- потребительские суды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

По виду заемщика различают кредиты, предоставляемые:

- всем слоям населения;

- различным социальным группам;

- группам заемщиков, различающихся по уровню доходов и платежеспособности;

- студентам.

По целевому направлению ссуды могут быть целевыми (ссуды на образование, ссуды под залог ценных бумаг, ипотечные) и нецелевыми (на неотложные нужды, овердрафт).

По срокам пользования кредиты бывают: до востребования и срочные. Последние, в свою очередь, подразделяются на:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (от 1 до 3 лет);

- долгосрочные (свыше 3 лет).

По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.

По обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантирован...

Другие файлы:

Кредитование физических лиц в коммерческом банке
Теоретические аспекты банковского кредитования физических лиц в РФ. Потребительский кредит, его сущность, роль, виды и особенности организации в комме...

Теоретические аспекты организации финансового планирования в коммерческом банке
Необходимость, содержание и задачи финансового планирования в коммерческом банке. Системы финансирования планов. Основные финансовые планы, разрабатыв...

Кредитование юридических лиц в коммерческом банке на примере ОАО АКБ "Банк Москвы"
Особенности организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке на примере ОАО АКБ "Банк Москвы". Основные условия и параметры кредитования...

Потребительское кредитование
Потребительское кредитование: сущность, цели и задачи, нормативно-правовое обеспечение. Общая характеристика кредитной политики ОАО "Альфа-банк", мето...

Управление рисками в коммерческом банке на примере АКБ "Новокузнецкий муниципальный банк"
Понятие риска кредитной организации. Процесс управления кредитным риском в коммерческом банке. Анализ качества и рискованности кредитного портфеля и к...