Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Задачи и организация страхового дела

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Принципы и механизмы страхования, обеспечивающие экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов. Теоретические аспекты страховой компании, отрасли и формы страхования. Организационно–правовая основа функционирования страховой компании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Достигаются цели страхования в результате страховой деятельности -

1. коммерческой (преследующей получение прибыли);

2. некоммерческой (социальное и взаимное страхование).

При этом противоречия между основной целью (защита) и коммерческой целью страховой деятельности (прибыль), по сути, нет, поскольку получение прибыли достигается не любыми средствами, а за счет умелого страхового предпринимательства, на основе тщательных расчетов при строгом соблюдении законодательства.

Задачами организации страхового дела являются:

1. проведение единой государственной политики в сфере страхования;

2. установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Место и роль страхования отражаются в его отраслевом строении.

Так, например, имущественное страхование обеспечивает восстановление имущества предприятий всех форм собственности и видов предпринимательской деятельности, поврежденного или уничтоженного стихийными бедствиями, от которых оно было застраховано.

1. Теоретические аспекты страховой компании

1.1 История развития страхования

Страхование в России начинает распространяться позднее, чем в других странах (рис. 1.1).

Рис 1.1. Первый этап развития страхования в России.

Эти нововведения не получили дальнейшего развития и первый этап истории российского страхования закончился крушением принципа государственной страховой монополии и идей государственного страхования. Россия в XVIII в. не представляла обширного поля деятельности для страховых операций. Исключение составляли иностранцы, проживающие в России, и жители прибалтийских губерний. Они ориентировались на страховании имущества, а затем и жизни в иностранных обществах.

Страхования в России обычно связывают с началом формирования национального страхового рынка, появлением частных акционерных компаний, (рис 1.2.)

Рис 1.2. Второй этап развития страхования в России.

Таким образом, второй этап становления страхования в России характеризовался заменой абсолютной государственной монополии на монополию частную.

Развитие страхования в царской России характеризуется зарождением национального страхового рынка. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г., замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений (рост промышленности, строительство железных дорог) положили начало реформам, в частности в области страхового дела.

Эпоха великих реформ Александра II (60-е - 70-е гг. XIX в.), покончившая с крепостничеством и осуществившая долгожданный прорыв в сферу здоровых рыночных отношений в экономике страны, широко открыла двери частной инициативе и в страховом деле, (рис.1.3.)

Рис 1.3. Третий этап развития страхования в России.

Конец XIX столетия, когда в основном сложилась сеть российских акционерных компаний, был отмечен известной унификацией их деятельности. Большинство "огневых" обществ добавило к своим операциям страхование жизни, транспорта, ценностей, перевозимых по почте; общества, занимавшиеся чисто транспортным страхованием, ввели у себя огневое и т.д. Расширение спектра услуг «сослужило» страховщикам добрую службу в кризисные 1900-1903 и 1905-1907 гг. Многочисленные крахи и разорения, уличные беспорядки, погромы и поджоги резко осложнили их деятельность. Поскольку биржевая котировка большинства акций резко упала до номинала и ниже, то руководство компаний приложили максимум усилий для того, чтобы остаться на плаву. В этих условиях главным средством борьбы с потерями явилось покрытие убытков от одним типов операций за счет прибыли от других.

Период стабильности и устойчивого промышленного роста в предвоенные годы оказался для российских страховщиков последним периодом благополучия и успехов. Московские компании в это время уверенно занимают место в первой десятке крупнейших. Примерно к 1910 г. "Якорь", Московское и Северное общества восстановили утраченный за кризисные годы запасной капитал и прежние резервы премий.

На долю Московского и Северного обществ в этот период приходится немало договоров о страховании, заключенных с "богоугодными" заведениями-Московским обществом покровительства над несовершеннолетними и беспризорными, Обществом попечительства о слепых, приютами для бездомных и др. Эти организации с их крайне ограниченным бюджетом не могли представлять большого коммерческого интереса для страховщиков, и договоры с ними были фактически актами благотворительности, формой материальной поддержки.

Не меньшей популярностью московские компании пользовались и у весьма именитых клиентов. В списке держателей их полисов встречаются фамилии Голицыных, Родзянко, Хитрово, Лобановых-Росовских. Из объектов недвижимости, застрахованных Московским обществом, должны быть упомянуты усадьба А.Блока в Шахматово, здание ресторана "Прага" на Арбатской площади, усадьба А.Рейнбота (ныне музей "Горки Ленинские").

К концу XIX в. в царской России сложилась надежная система страхования в российских и иностранных страховых обществах. Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций.

1.2 Отрасли, под отрасли и формы страхования

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. В соответствии с этим критерием всю совокупность страховых отношений можно подразделить на четыре отрасли:

1. имущественная,

2. страхование уровня жизни граждан,

3. страхование ответственности и

4. страхование предпринимательских рисков.

В имущественном страховании в качестве объекта выступают материальные ценности; при страховании уровня жизни граждан - их жизнь, здоровье и трудоспособность. Если в связи с последствиями определенных событий жизненный уровень понижается, то на помощь приходит страхование.

По страхованию ответственности в качестве объекта выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещать материальный и иной ущерб, если он был нанесен другим лицам. Когда, например, при авто аварии владелец средств транспорта нанес ущерб имуществу и здоровью другого лица, то в силу действующего гражданского законодательства о возмещении вреда он обязан оплатить соответствующие расходы пострадавшему.

При страховании ответственности соответствующее возмещение вреда производит за него страховая организация. То же при страховании ответственности по погашению задолженности.

Объектами страхования предпринимательских рисков являются потенциально возможные различные потери доходов страхователя, например, ущерб от простоев оборудования, упущенная выгода по несостоявшимся или неудавшимся сделкам, риск внедрения новой техники и технологии.

Между тем деление страхования на указанные отрасли еще не позволяет выявить те конкретные страховые интересы предприятий, организаций, граждан, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов необходимо выделение из отраслей -под отрасли и виды страхования.

Имущественное страхование делиться на несколько под отраслей, в зависимости от форм собственности и категории страхователей: страхование имущества государственных предприятий, колхозов, совхозов, арендаторов, кооперативных и общественных организаций, имущество граждан.

Страхование уровня жизни граждан имеет две под отрасли:

1. социальное страхование рабочих, служащих;

2. личное страхование граждан.

В свою очередь, социальное и личное страхование может иметь более конкретные под отрасли. Например, по социальному страхованию: страхование пособий, страховые пенсии, страхование льгот; по личному страхованию: страхование жизни и страхование от несчастных случаев.

По страхованию ответственности под отраслями являются: страхование задолженности и страхование на случай возмещения вреда, которое также называют страхованием гражданской ответственности.

В страховании предпринимательских рисков - две под отрасли страхование риска:

1. прямых потерь доходов;

2. косвенных потерь доходов.

К прямым потерям относятся, например, потери от простоя оборудования, к косвенным - страхование от перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды.

Для вступления страховщика со страхователями в определенные страховые отношения страховые интересы страхователей должны получить свое выражение в потребности застраховать те или иные объекты от тех возможных опасностей, которые угрожают этим объектам.

При выяснении видов страхования происходит конкретизация страхователя, объема страховой ответст...

Другие файлы:

История страхования в России
Понятие страхования и задачи организации страхового дела. Особенности развития страхового дела в дореволюционной России. Разрушение системы страховани...

Организация и контроль страхового дела
Общая характеристика страхового рынка в России и проблем его развития. Исследование содержания и функций государственного страхового надзора, основных...

Статистика страхования и страхового рынка
Основные понятия и задачи статистики страхового рынка. Информационное обеспечение статистического изучения страхового дела. Классификации и группировк...

Организация страхового дела 2

Развитие страхового дела в Республике Саха (Якутия)
Понятие, сущность и содержание страхового дела, этапы его развития, роль и основные функции в экономике; классификация. Страховое дело в Республике Са...