Вспомогательные и сопутствующие услуги банков
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ СПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»
Факультет среднего профессионального образования
Кафедра профессиональных и специальных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
На тему: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ БАНКОВ
специализация 08110 «Банковское дело»
Студент
Клишин Константин Сергеевич
Руководитель
Локтионова Юлия Андреевна
Орел - 2011г.
Содержание
Введение
Глава 1. Вспомогательные услуги банков, их виды и содержание
Глава 2. Сопутствующие услуги в процессе кредитования клиентов
2.1. Структура услуг, сопутствующих кредитному обслуживанию клиентов
2.2. Кредитная линия
2.3. Кредитование с овердрафтом
Глава 3. Сопутствующие услуги в процессе проведения валютных операций для клиентов
Глава 4. Сопутствующие услуги в процессе расчетно-платежного обслуживания клиентов
4.1 Структура услуг, сопутствующих расчетно-платежному обслуживанию клиентов
4.2. Аккредитивные операции (услуги) банка
4.3. Инкассовые операции (услуги) банка
4.4 Поручительства в практике банков
4.5 Банк как расчетный (клиринговый) центр
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Активные операции (сделки) банка включают в себя, в частности, комиссионные и гарантийные операции, которые относятся к дополнительным (прочим) операциям.
Дополнительные операции играют в общем случае вспомогательную роль. Согласно ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» к таким операциям отнесены операции, которые, как правило, могут проводить как банки, так и небанковские кредитные организации (а некоторые из данного круга операций могут проводить даже некредитные организации).
При другом подходе к дополнительным операциям банков можно, видимо, либо все нетрадиционные (новые или относительно новые) для них виды деятельности, либо такие, доходы от которых занимают незначительный удельный вес в общих доходах банков.
Вспомогательные операции (услуги) банков - это операции (услуги), которые, как правило, нужны клиентам не сами по себе, а как технологически необходимые условия оказания им банками базовых, а также некоторых видов дополнительных услуг. Указанные услуги хотя и являются жестко необходимыми для проведения других операций, содержательно с ними не сливаются и образуют особую группу услуг.
1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ БАНКОВ, ИХ ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ
Вспомогательные операции (услуги) банков - это операции (услуги), которые, как правило, нужны клиентам не сами по себе, а как технологически необходимые условия оказания им банками базовых, а также некоторых видов дополнительных услуг. Указанные услуги хотя и являются жестко необходимыми для проведения других операций, содержательно с ними не сливаются и образуют особую группу услуг. Имеются в виду услуги следующего рода,
Открытие клиентам всевозможных счетов. Как известно, любые операции для клиента банк может проводить только при условии, что данный клиент открыл у него необходимые счета (и держит на них достаточные в целом суммы денег). Однако здесь имеются существенные нюансы.
Во-первых, в соответствии с частью 3 ст. 30 Федерального закона «0 банках и банковской деятельности» клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, вкладных (депозитных) и иных счетов в рублях или любой валюте в банках, но с согласия последних (если иное не будет установлено в каком-либо федеральном законе), То есть на самом деле клиент может лишь выразить желание открыть счет (счета) в банке, но открывает или не открывает счет (не принимает к себе на обслуживание) банк.
Во-вторых, важное значение имеют условия, на которых банк готов открыть требуемый счет (счета), включая даже такой момент, как количество документов, которые он требует представить. Понятно, что указанные условия в разных банках могут быть разными. В какой-то мере разными могут оказаться процедуры рассмотрения п банках предложения и документов потенциального клиента и принятия решения об открытии ему необходимого счета. Наконец, могут иметь свои особенности применяемые в разных байках образцы договоров» которыми оформляются открываемые клиентам банковские счета. Все эти обстоятельства ведут к содержательным различиям в услугах разных банков, обозначаемых общим термином «открытие счета».
1. Выдача клиенту информации о движении средств по его счетам (в виде регулярных выписок из них) при одновременном обеспечении в отношении такой информации режима банковской тайны в соответствии с законодательством.
2. Блокировка счетов клиентов и снятие блокировки. К блокировке счетов клиента банк вынужден прибегать при наложении ареста на находящиеся на них средства судом или органом предварительного следствия при наличии санкции прокурора. Задача банка в подобной ситуации -- в рамках законности отстаивать интересы клиента. Это означает, в частности, что если арест наложен на часть средств, числящихся на счете, то банк не должен блокировать счет в целом, т.е. не должен прекращать расходные операции по счету в пределах средств, на которые арест не накладывался.
3. После снятия соответствующим органом ареста средств клиента банк может и должен немедленно разблокировать его счет.
4. Акцептные операции. Имеются в виду необходимые действия банка, где открыт счет клиента, направленные на своевременное получение согласия или отказа плательщика (должника клиента) оплатить платежный документ клиента. См. также гл. 14.
5. Авальные операции -- подразумеваются необходимые действия обслуживающего банка, связанные с принятием гарантий или поручительств третьих лиц за клиентов банка. См. также гл. 7 и 14.
6. Установление корреспондентских связей и ведение корреспондентских счетов. Банк устанавливает корреспондентские связи с другими банками (иными кредитными организациями) и ведет соответствующие счета (в том числе держит определенные суммы денег на своих счетах лоро в кредитных организациях-корреспондентах), преследуя комплексные цели, но при этом на первом месте должны стоять задачи быстрого и качественного обслуживания деловых связей его клиентов в части расчетно-платежных операций.
7. Обеспечение клиентов бланками расчетно-кассовых документов (чековыми книжками, объявлениями на взнос наличных денег и т.п.).
8. Закрытие счетов клиентов. Закрытие счета - ответственный момент в отношениях между банком и клиентом. Операция включает в себя:
определение остатка на счете на момент его закрытия (с учетом взаимных обязательств банка и клиента);
своевременную выдачу остатка средств на закрываемом счете клиенту (его правопреемнику) либо его перечисление по указанию клиента на другой счет или в другой банк;
собственно закрытие счета.
Сказанное выше о счетах относится и к счетам депо, если банк занимается также депозитарной деятельностью для своих клиентов.
Вопросы платности или бесплатности оказания клиентам названных вспомогательных услуг в разных банках решаются по-разному.
2. СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ В ПРОЦЕССЕ КРЕДИТОВАНИЯ КЛИЕНТОВ
2.1 Структура услуг, сопутствующих кредитному обслуживанию клиентов
В процессе кредитной деятельности банк, если сочтет это возможным и целесообразным, может обогащать данную деятельность в интересах клиентов и своих собственных, беря на себя некоторые дополнительные виды работ, перечисляемые ниже.
- Открытие кредитной линии.
- Кредитование с овердрафтом.
- Кредитование с применением собственных векселей банка.
- Кредитование ценными бумагами.
- Организация синдиката банков-кредиторов.
- Помощь потенциальному заемщику в качественной подготовке всей документации, необходимой для рассмотрения вопроса о выдаче кредита, прежде всего ТЭО кредита и текстов договоров.
- Участие в разработке бизнес-плана кредитозаемщика.
- Другие: кредитование с применением схем факторинга и форфейтинга; кредитование с применением аккредитива; реструктуризация ранее выданного кредита; оценка предметов, предложенных заемщиком в качестве обеспечения кредита; оставление предмета залога (обеспечения кредита) в пользовании заемщика; консультации в ходе кредитования; выбор конкретного вида (параметров) кредита с учетом пожеланий заемщика: связанный или несвязанный; конкретный вариант предоставления кредита в безналичном порядке (зачисление безналичных денег на соответствующий счет заемщика, кредитование векселями банка, смешанный вариант); кредитование одной жестко обозначенной суммой или иная схема; кредит, погашаемый одной суммой в конце срока или иная схема; индивидуальный подход к заемщикам с точки зрения обеспечения кредитов, сроков и процентных ставок за кредиты.
Наиболее значимые из перечисленных видов сопутствующих услуг банка рассматриваются ниже.
2.2 Кре...
Банковское дело: дополнительные операции для
клиентов.
М.: Финансы и
статистика, 2005. —
416 с.
Впервые в отечественной практике рассматривается вся
совокупность дополнительных банковских опер...
Сопутствующие аудиту услуги: характеристика и классификация
Аудит как независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами. Нормативное регулирование аудиторской деятельно...
Консультационные услуги банков России
Рынок консультационных и информационных услуг физическим и юридическим лицам в России. Общие сведения о консультационных услугах банков. Услуги общего...
Система коммерческих банков
Происхождение, сущность и принципы деятельности банков. Основные операции и услуги коммерческих банков, их роль и значение в системе финансово-правово...