Актуальные вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей
Краткое сожержание материала:
Размещено на
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ВЗНОСОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
выплата государственный социальный страхование
Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями; далее - Закон N 138-XIII) установлено, что объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. N 115 (с изменениями и дополнениями; далее - Перечень N 115). Рассмотрим вопросы плательщиков в части определения объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд, возникающие у них при осуществлении предпринимательской деятельности.
Организация в марте 2011 г. заключила договор добровольного страхования медицинских расходов в интересах своих сотрудников сроком на 12 месяцев (с апреля 2011 г. по март 2012 г.) Оплата страхового взноса в сумме 25439600 руб. произведена государственному медицинскому учреждению здравоохранения единовременно в марте за весь период действия договора. Количество лиц, подлежащих страхованию, - 36 человек (общая численность работников - 38 человек).
Страховые взносы были уплачены в следующем размере:
N п/п |
Количество человек |
Сумма страховых взносов на одного человека, руб. |
Общая сумма страховых взносов, руб. |
||
ежемесячно |
за год |
||||
1 |
4 |
91670 |
1100000 |
4400000 |
|
2 |
20 |
65500 |
786000 |
15720000 |
|
3 |
12 |
36940 |
443300 |
5319600 |
|
Итого: |
36 |
x |
x |
25439600 |
Для определения суммы страховых взносов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), необходимо брать заработную плату только застрахованных лиц или всех сотрудников?
Являются ли данные платежи объектом для начисления страховых взносов в Фонд?
Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. N 219 "О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов" (далее - Указ N 219) установлено, что:
- годовая сумма уплаченных страховых взносов по договорам добровольного страхования медицинских расходов, подлежащая включению в затраты организации, не должна превышать 3% фонда заработной платы организации-страхователя (общая численность 38 человек).
Кроме того, при добровольном страховании медицинских расходов установлены дополнительные требования: договоры должны быть заключены на срок не менее одного года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения, также договоры должны быть заключены организациями-страхователями с государственными страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам;
- для добровольного страхования медицинских расходов размер ежемесячных страховых взносов, уплачиваемых за одного работника и включаемых в затраты организации, должен быть не более двух базовых величин.
В соответствии с пунктом 23 Перечня N 115 страховые взносы в Фонд не начисляются на суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии и договорам добровольного страхования медицинских расходов, включаемые в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) в порядке и размерах, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
В данном случае в период действия договора добровольного страхования медицинских расходов размер базовой величины составлял 35000 руб., соответственно сумма двух базовых величин - 70000 руб.
Как видно из вопроса, только в отношении 4 работников сумма ежемесячных страховых взносов по указанному виду страхования (91670 руб.) превышает размер двух базовых величин.
Сумма превышения, являющаяся объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд, в расчете на работника в месяц составила 21670 руб. (91670 - 70000).
За остальных работников данной организации (в количестве 20 и 12 человек) суммы страховых взносов уплачены государственному медицинскому учреждению здравоохранения с соблюдением вышеназванных условий Указа N 219, и, следовательно, обязательные страховые взносы Фонд в данном случае начислению не подлежат.
Если обязательные страховые взносы не были начислены и уплачены в Фонд, то в соответствии с пунктом 15 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 (с изменениями и дополнениями; далее - Положение об уплате), не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд (кроме пеней) является недоимкой.
В соответствии с пунктом 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) также начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд.
Согласно статье 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд предусмотрено наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20% начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей.
В случае если на вышеуказанные суммы за застрахованных работников обязательные страховые взносы были начислены и уплачены в Фонд ошибочно, то в соответствии с пунктом 24 Положения об уплате суммы обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, при отсутствии задолженности - в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд.
В день республиканского субботника работник работал на рабочем месте, и ему была начислена заработная плата в размере 360000 руб. По заявлению данного работника у него удержан заработок в сумме 170000 руб. и перечислен в фонд субботника.
Является ли объектом для начисления страховых взносов в Фонд сумма, удержанная с работника?
Пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2012 г. N 295 "О проведении республиканского субботника в 2012 году" (далее - постановление N 295) организациям было рекомендовано на добровольной основе провести 21 апреля 2012 г. республиканский субботник.
Республиканский субботник проводился на рабочих местах либо в виде осуществления благоустройства и приведения в надлежащее состояние территорий населенных пункто...
Порядок исчисления страховых взносов
Законодательное регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование, во внебюджетные фонды...
Учёт расчётов с внебюджетными фондами
Система страховых взносов на обязательное социальное страхование и пенсионное обеспечение, нормативно-правовое регулирование порядка их исчисления и у...
Организация учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу
Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Действующий механизм исчисления и уплаты страховых взносов в ОАО "До...
Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
Особенности исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды по различным категориям плательщиков. Последствия неправильно выполненных расчето...
Единый социальный налог
Правила исчисления и уплаты взносов. Обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на предприятии. Налоговая ответственность плательщи...