Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Автогражданская ответственность владельцев транспортных средств

Тип: курсовая работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Прямое возмещение ущерба по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности: особенности, проблемы, преимущества. Право потерпевшего на прямое возмещение убытков. Проблемы и преимущества прямого возмещения ущерба по договору ОСАГО.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Библиография

Историческая справка

1. Прямое возмещение ущерба по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности: особенности, проблемы, преимущества

1.1 Право потерпевшего на прямое возмещение убытков

1.2 Соглашение о прямом возмещении убытков между страховыми компаниями

2. Преимущества и недостатки прямого возмещения ущерба по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности

2.1 Проблемы прямого возмещения ущерба по договору ОСАГО

2.2 Преимущества прямого возмещения убытков по договору ОСАГО

2.3 Анализ правоприменительной практики действия механизма прямого возмещения вреда

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение

Страхование ответственности - сравнительно молодая отрасль страхового дела, которая в международной практике существует чуть более 100 лет. В основе страхования ответственности лежит вытекающая из требований гражданского законодательства имущественная ответственность юридических и физических лиц за последствия своей деятельности.

Аварийность на дорогах стоит в ряду наиболее значимых социально-экономических проблем современного общества. Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,2 млн человек и 50 млн человек получают травмы. В России в период с 2003 по 2011 годы погибло около 350 тыс. человек и почти 2,2 млн человек получили травмы. Число погибших в ДТП в России сопоставимо с аналогичным показателем во всех странах Европейского Союза (ЕС) (около 40 тыс. человек в год).

Более 25% от числа погибших в ДТП как в России, так и за рубежом составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Социально-экономический ущерб от ДТП в Российской Федерации составляет около 2,5% от ВВП и сопоставим со вкладом в ВВП целых отраслей национальной экономики. В 2006 году этот показатель составил 462 млрд руб.

По состоянию на 31 декабря 2010 года в Российской Федерации страховые премии по ОСАГО составили 63,9 млрд руб., или 10,6% от совокупного показателя страховой премии российских страховщиков. При этом неуклонно возрастает роль страхования ответственности, главным образом как следствие введения в 2002 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ТС). Становится очевидным, какой огромный рынок услуг будут обслуживать страховые организации, получившие разрешение и соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг в связи с увеличением количества транспорта и роста заключенных договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и какие большие усилия предстоит принять Российскому государству для сокращения дорожно-транспортных происшествий, количества погибших, раненых и материального ущерба. В связи с этим перед юридической наукой вообще и наукой гражданского права в частности встает задача разработки действенных правовых средств и системы нормативно-правовых актов, регулирующих все указанные выше отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта. Все это, естественно, делает актуальной проблему становления и действия механизма правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО) может активно влиять на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий. И фундаментальное значение для разрешения общественного противоречия, связанного с необходимостью выделения государством средств на защиту интересов потерпевших в случае их отсутствия или недостатка у причинителя вреда, имеет ОСАГО, обязывающее владельцев ТС к заключению договоров страхования в соответствии с минимальными требованиями, установленными государством.

Цель курсовой работы - рассмотреть преимущества и проблемы прямого возмещения вреда потерпевшим в ДТП по договорам ОСАГО. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить прямой порядок возмещения ущерба потерпевшим;

- провести сравнительный анализ прямого и косвенного возмещения ущерба по договорам ОСАГО;

- проанализировать примеры судебной практики по искам о прямом возмещении ущерба по договорам ОСАГО и выявить преимущества и недостатки прямого возмещения ущерба.

Объектом исследования выступает рынок страхования гражданской ответственности владельцев ТС в Российской Федерации и сложившийся механизм прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок страхования гражданской ответственности владельцев ТС в обязательной форме и порядок прямого возмещения вреда по обязательному страхованию автогражданской ответственности в Российской Федерации.

Методология исследования основывалась на использовании системного подхода. В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как статистический и экономический анализ, сравнение, классификация и т.д. В ходе исследования использовались принципы диалектического, системного и логического методов, позволившие рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи.

Тема курсовой работы обладает средней степенью разработанности в литературе. При этом в последнее время остро обсуждается ряд публикаций, прежде всего комментариев к законодательству и статей, касающихся различных аспектов правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В то же время фундаментальных монографий, диссертаций и других научных разработок пока в гражданском праве мало. Особое внимание проблемам прямого возмещения ущерба по договорам ОСАГО уделено в работах таких ученых-правоведов, как Антоненко Д.А., Аракчеев Д.Д., Грудцына Л.Ю., Дедиков С.В., Селуянов Д.М.

Структурно работа построена следующим образом: введение, библиография, историческая справка, три главы основной части, заключение, список используемых источников.

Библиография

Необходимо отметить, что в последние годы учеными-цивилистами и практиками изданы отдельные работы, касающиеся различных аспектов страхования, а также правового регулирования страховой деятельности и страхового права в РФ. Среди них труды Д.А. Антоненко, Д.Д. Аракчеева, Л.Ю. Грудцына, С.П. Гришаева, С.В. Дедикова, И.В. Кривошеева, Н.П. Кузнецовой и др.

Нормативно-правовую базу исследований, проводимых в данной работе составляют Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, который является нормативно-правовой основой прямого возмещения ущерба по договорам ОСАГО; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-I, а также ряд других нормативно-правовых актов, посвященных страхованию.

Теоретическую основу исследований составили следующие работы отечественных ученых-правоведов:

Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право: Учебное пособие. - М., 2009.

В учебном пособии указанного автора подробно раскрыты теоретические аспекты страхового права, проанализированы различные виды страхования, применяемые на территории РФ, в том числе и обязательное страхование автогражданской ответственности.

Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». - М. 2010; Александров А.А. Страхование. - М.:, 2011.

Пособие содержит постатейный комментарий к указанному закону. В нем также содержаться примеры из судебной практики, разбор которых помог понять сущность механизма прямого возмещения ущерба при наступлении страхового случая по договору ОСАГО.

В работе также использовался ряд публикаций периодических изданий:

Асташов С.В., Бугаенко Н.В. Практика применения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Судья. - 2009. - № 4.

В статье подробно анализируются особенности данного вида страхования, случаи, когда ущерб, нанесенный ДТП, возмещается владельцам ТС, а когда для этого имеются препятствия.

Евдокимова И. Что нам приготовили обновленные правила ОСАГО // Новая бухгалтерия. - 2011. - № 6.

В данной статье наряду с другими видами возмещения ущерба рассматривается прямое возмещение вреда по договору ОСАГО, оценены плюсы и минусы введения донной разновидности возмещения вреда с 2009 года.

Историческая справка

Автострахование в мировой практике имеет весьма богатую историю, самое удивительное что сохранилось имя первого автовладельца со страховкой. 1 февраля 1898 года, уже через три года после того, как в 1895 году в США изобрели автомобиль, американец Трумэн Мартин застраховал первую машину в страховой компании в американской страховой компании Travelers Insurance Company. Доктор заплатил $12,25 за полис с покрытием в $500. Цена полиса была довольно значительной, но доктора Трумэна можно понять: автомобиль в те времена бы...

Другие файлы:

Налог с владельцев транспортных средств
Эволюция налогового законодательства. Налог с владельцев транспортных средств и транспортный налог. Вопросы налогообложения, возникающие при покупке и...

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования. По...

Страхование гражданской ответственности военнослужащих - владельцев транспортных средств
Гражданско-правовая ответственность как вид юридической ответственности военнослужащих. Правовые методы регулирования компенсации владельцам транспорт...

Кредитный договор. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Понятие и правовая природа кредитного договора, существенные условия и особенности исполнения обязательств. Договор обязательного страхования гражданс...

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
История развития обязательного страхования автогражданской ответственности. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев т...