Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Астрономия

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 14

Тип: реферат
Категория: Астрономия
Скачать
Купить
САСАНИДСКИЙИРАНЗолотая колесница Митры, бога Солнца, устремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска парфянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил властительницу животворящих вод, жрецом храма которой был когда-то его дед, Сасан, принадлежавший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты.В 226 г. у персов появился новый правитель — шахиншах (царь царей) Ардашир I Папакан из рода Сасана. Он положил начало династии Сасанидов. Ираншахр — так стало называться сасанидское государство. Своей столицей первый шахиншах сделал города Селевкию, называвшуюся в то время Вех-Ардашир, и Ктесифон, расположенные на правом и левом берегах Тигра. Сообщение между двумя частями новой столицы осуществлялось по плавучему мосту.Молодое государство родилось и росло в войнах. Длительное противоборство Ардашира I с иранскими властителями сказители представили как героические сражения, в которых шахиншах победил злого дракона. В действительности Ардашир I захватил Мидию, территорию Иранского, или Южного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.Стремясь к созданию единого централизованного государства, он решительно боролся против полунезависимых от шахиншаха местных царьков. «Не может быть никакой власти без войска», — провозгласил Ардашир I. Поэтому он держал армию, командиры которой были независимы от правителей областей.Мощным союзником в деле укрепления своейвласти Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу правления парфянских царей она пришла в упадок в Иране. Храмы огня превратились в развалины, во многих местах священные огни были потушены. Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу принялся восстанавливать привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им налог — десятину.Единство страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении государственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу своим представителем при шахиншахе.Покровительствуя зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христианству. Сын Ардашира Шапур I преследовал христиан в своих владениях. В течение 40 лет разрушались церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шахиншах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но позже и он подверг христиан жестоким гонениям.Преемник Йездигерда I Бахрам V Гур продолжал сурово преследовать христиан. Они бежали во владения Византии. Константинополь отказался выдать беглецов, и шахиншах объявил Византии войну, которую проиграл. Ему пришлось вспомнить заповедь Ардашира I: «Не может быть никакой власти без войска, никакого войска без денег, никаких денег без земледелия и никакого земледелия без правосудия».Этой заповеди старался следовать много лет спустя Хосров I Аношерван, правивший с 531 по 579 г. Ему досталось тяжёлое наследство. Иран страдал от произвола местных властей, продажности чиновников, религиозного фанатизма и преступности.Вступив на престол, Хосров I разделил страну на четыре огромных наместничества. Лично вникая в дела управления и используя вездесущих осведомителей, он держал наместников под своим контролем.Для подъёма земледелия был введён новый порядок взимания земельного налога. Издревле казне платили налог в зависимости от плодородия почвы. Он мог составлять от 1/10 до 1/2 урожая. Такой434порядок налогообложения был обременителен ещё и из-за лихоимства чиновников. Он не поощрял земледельца собирать больший урожай, приводил к немалым потерям, т. к. нельзя было жать хлеба или собирать фрукты, пока сборщик налогов не определил долю, принадлежащую казне. Рассказывали историю, случившуюся при отце Хосрова, шахиншахе Каваде, увидевшем однажды, как мать била своего сына за то, что он сорвал кисть винограда. Женщина отняла её у мальчика и привязала к лозе. На вопрос, почему она так поступила, женщина ответила: «Царская доля ещё не собрана, и потому нельзя касаться винограда».Хосров I повелел брать в казну налог только с засеянной земли в определённом правительством размере. Были установлены налоги с фруктовых деревьев, собственности, а также подушная подать. Взимались эти налоги не сразу, а тремя частями с перерывом в четыре месяца. Чтобы не было притеснений при сборе податей, жрецам разрешили проверять деятельность чиновников.Шахиншах следил за состоянием оросительной системы. Главные торговые караванные пути охранялись. Выделялись достаточные средства для постройки мостов и поддержания в хорошем состоянии дорог. Через Иранское нагорье пролегали караванные пути, соединявшие порты восточного Средиземноморья со Средней Азией, Китаем и Индией.Заботясь об усилении боевой мощи Ирана, Хосров I наряду с ополчением создал и регулярные воинские части. Он собственным примером внушал, что жалованье получают не за звание, а за выучку и дисциплини