Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Архитектура

Творчество Константина Мельникова

Тип: реферат
Категория: Архитектура
Скачать
Купить
Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. М., Стройиздат. 1996. С.496В истории мировой архитектуры встречаются мастера,представляющие загадку для исследователей. У них неттворческой школы и плеяды учеников. Они не всегда попадаютв стиль эпохи, вызывая непонимание и даже возмущениесовременников. Они не встроены в конкретные творческиетечения и как бы противостоят им всем вместе взятым. Ихтворческую концепцию трудно логически осмыслить, они исами не могут, а часто и не пытаются ее систематизировать.Такой талант — это мощный непрерывно действующийформообразующий родник, не поддающийся никакимограничениям конкретного течения или школы. Художник какбы прислушивается к себе и творит свободно, легко инепринужденно. У него, как правило, нет мучительных поисков окончательногорешения. В процессе эскизирования он создает столько вариантов и настолькоразных, что почти каждый из них — это основа самостоятельного проекта и егоможно было бы дорабатывать до окончательного решения. Но мысль и фантазияавтора продолжают работать, родник идей все бьет, и новые оригинальные вариантыложатся на бумагу. Таким редким и самобытным талантом обладал КонстантинСтепанович Мельников, огромную роль которого в общих формообразующихпроцессах архитектуры XX в. признают сейчас все серьезные историки, какотечественные, так и зарубежные. Вклад в развитие мировой архитектуры такихмастеров, как Мельников, не уходит в историю вместе со стилевым этапом, так как онсвязан с расширением объемно-пространственных возможностей архитектуры вцелом.Если так смотреть на своеобразие творческого таланта Мельникова, то становитсяпонятным и тот удивлявший всех в 20-е годы необычный по диапазону отрыв егоноваторских поисков от общей массы поисков сторонников новых течений. Этот отрывМельникова всегда поражал на конкурсах. Сверхноваторские проекты Мельниковауже своим присутствием как бы нивелировали различие многих других проектов,превращая их как бы в варианты одного или нескольких творческих почерков.Конкурсные проекты Мельникова по степени их оригинальности можно былосравнивать не с отдельными проектами, а с группами проектов. Создавалосьзрительное впечатление, что конкурируют три-четыре архитектора, один из которыхподал единственный проект, а остальные—много вариантов. Таков был диапазонновизны проектов Мельникова.Проекты Мельникова были не только новаторскими, но и принципиальнонеобычными для своего времени. Они всегда были на гребне нового исверхоригинального. И это было не один и не два раза: практически все конкурсныепроекты Мельникова имели одно и то же качество — они были самыминеожиданными, самыми необычными, самыми оригинальными. Но удивительнымбыло и то, что проекты Мельникова были оригинальны и по отношению друг к другу.Можно с полной уверенностью сказать, что в XX в. не было другого архитектора,который создал бы столько принципиально новых проектов и такого уровня новизны,что их оригинальность не только сильно оторвала их от работ других мастеров, но истоль же сильно отличала и от работ самого их автора. Если, не обращая вниманияна авторов, отобрать в архитектуре XX в. 100 наиболее оригинальных произведений,оригинальных и по отношению друг к другу, то не исключено, что проектов Мельниковасреди них будет больше, чем проектов любого другого архитектора.Это особое качество таланта не только максимальный отрыв новаторских поисковот других, но и максимальная амплитуда поисков самого автора. Таков былКонстантин Степанович Мельников, который прошел через XX в., все время удивляя идаже возмущая многих своих коллег неожиданной непредвиденной новизной своихпроектов и "непоследовательностью" художественных поисков. Он все время неукладывался ни в какие рамки, даже в рамки новаторских течений. И вроде бы даже"мешал" формированию новой стилистики данного этапа, все время сбивал еестановление, вносил что-то непредвиденное и неожиданное, причем меняя при этомвектор поисков, что вообще было непонятным и казалось ненормальным, так как вусловиях полемики и творческой борьбы течений трудно было осознать, чтоМельников вел поиски на ином, более глубоком уровне, затрагивая самые общиепрофессиональные проблемы архитектуры. Поэтому-то его не очень волновали такзанимавшие тогда всех проблемы, такие как стилеобразующие процессы,возможности техники, конкретные творческие находки коллег и т.д. Он творил науровне объемно-пространственного языка архитектуры, рассматривая ее как великоеискусство.Константин Степанович Мельников родился в Москве в семье рабочего-строителя,выходца из крестьян, в 1890 г. Окончив приходскую школу, он работал "мальчиком" вфирме "Торговый дом Залесский и Чаплин". Крупный инженер В. Чаплин обратилвнимание на художественные способности мальчика и принял участие в его судьбе,став для К. Мельникова близким человеком. Чаплин помог ему поступить в 1905г. BМосковское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем после окончанияМельниковым в 1913г. живописного отделения посоветовал продолжить обучение наАрхитектурном отделении, которое Константин Степанович окончил в 1917г.Мельников, еще, будучи студентом, увлекался и восхищался дореволюционнымипостройками и проектами Жолтовского, отмечая впоследствии, что Жолтовский посравнению со стилизаторами и эклектиками воспринималс...
Другие файлы:

Творчество архитектора Мельникова
Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея...

Творчество Константина Менье
Живопись и скульптура Константина Менье. Реалистическое направление, натурализм и символизм в XIX веке. Жизнь и творчество К. Менье (1831—1905). Стрем...

Русская фантастическая проза XIX - начала XX века
В настоящий сборник вошли фантастические произведения писателей-классиков: Осипа Сенковского, Николая Полевого, Константина Аксакова, Владимира Одоевс...

Жизнь и творчество Симонова Константина Михайловича
Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературн...

«Жизнь и творчество Константина Васильева»