Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Этические взгляды эпикурейцев

Тип: контрольная работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Общая характеристика этического учения Эпикура. Понимание этики как учения о добродетелях, о совершенной личности. Тит Лукреций Кар и его толкование этики Эпикура, этические учения Филодема. Жизнь мудреца, философа как нравственный идеал у Эпикура.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Общая характеристика этического учения Эпикура

2. Этические взгляды эпикурейцев

2.1 Тит Лукреций Кар и его толкование этики Эпикура

2.2 Этические учения Филодема

Заключение

Литература

Введение

Философия эпохи эллинизма, как известно, вновь обращается к изучению природы, возрождая натурфилософские концепции VI - V вв. до н.э. Это поворот на первый взгляд выглядит как возвращение назад, отказ от софистико-сократической сосредоточенности на человеке. Но только на первый взгляд. В действительности же речь шла об углублении, говоря точнее, о сохранении, спасении в новых условиях представления о человеке как о преимущественном и наиболее достойном предмете философии и, в частности, если иметь в виду мораль, как самозаконодательном, самоценном существе.

Понимание этики как учения о добродетелях, совершенной личности в этот период не только не было отброшено, но, напротив, усилено, доведено до логического конца. Философы (прежде всего Платон и Аристотель) видели в человеке представителя и основу полиса. Человек, полагали они, своей добродетельностью придает смысл, соразмерность полисным отношениям. Своей разумностью он привносит разум в саму действительность. Возможность создания гармонических социальных отношений - вот в чем усматривалось выражение и доказательство самостоятельности, творческой мощи человека.

Классический полис погиб, разрушенный прежде всего внутренними антагонизмами. На его место пришли военно-бюрократические монархии, поддерживавшие крупное рабовладение и политическое объединение различных народов. Резко усилилось отчуждение индивидов от государства. Общественная ситуация изменилась настолько, что добродетельность личности не могла обнаружиться внешним образом, воплотиться в общественно-политической деятельности.

Так как полис уже не мог быть опорой свободы и счастья человека, философы вновь обратились к природе, чтобы найти эту опору там. Отсюда очевидная ценностная заданность их подхода к природе: они не выводили из природы норму человеческой жизни, а, наоборот, саму природу истолковывали так, чтобы можно было в ней самой найти обоснование внутренней свободы и самодостаточности человека.

Такой сугубо этический подход к природе и в целом своеобразие постановки этических проблем на третьем, заключительном этапе античной философии наиболее полно обнаружились в творчестве великого древнегреческого материалиста, атеиста и просветителя Эпикура.

Эпикур принадлежал к тем философам, которые самой своей жизни придавали достоинство этического аргумента, строя ее в соответствии с духом и выводами проповедуемого ими мировоззрения. Этика - основная часть учения Эпикура. Она представляет собой то звено, которое связывает его физические и политико-правовые взгляды. Вместе с тем, все учение Эпикура, в целом, базируется на его этических идеях.

Ведущим принципом этики Эпикура является индивидуальное удовольствие, именно этот принцип лежит в основе этических учений последователей Эпикура - эпикурейцев, таких как Метродор, Зенон, Лукреций и др.

Целью данной работы является изучение этических взглядов Эпикура и эпикурейцев.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

- изучить основные положения этического учения Эпикура;

- определить нравственный идеал Эпикура;

- дать характеристику этических учений последователей Эпикура.

1. Общая характеристика этического учения Эпикура

этический эпикур нравственный

Эпикур происходил от незнатных и небогатых родителей, будучи формально афинянином, Эпикур оказался в Афинах лишь в восемнадцатилетнем возрасте. Известно, что первым из учителей Эпикура в области философии был еще на острове Самос академик Памфилий, а во времена пребывания Эпикура в Афинах, Ксенократ. Возвращаясь из Афин, Эпикур некоторое время учился на острове Родос у перипатетика Праксифана.

Будучи энергичной и творческой личностью, Эпикур привлек к себе многих мыслящих людей и образовал свою школу сначала на острове Лесбос в Митилене, а затем в Лампсаке (в малоазийской Греции). В Митилене Эпикур приобрел дружбу лесбосца Гермарха, в Лампсаке - других преданных учеников: Метродора (это любимейший ученик Эпикура, умерший еще при жизни учителя), Полиэна, Леонтия, Колота, Идоменея, а также всех своих трех братьев: Неокла, Хередема и Аристобула. С этой-то когортой учеников и прибывает, наконец, афинянин Эпикур в 306 г. до н.э. в Афины. Купив за 80 мин (мина - около полкилограмма серебра) уединенный сад с домом, он поселяется там вместе со своими учениками. Так возник знаменитый «Сад Эпикура», над входом в который было начертано: «Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо» Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.С. 226. .

В своем «Саду» Эпикур провел вторую половину своей жизни, лишь изредка выезжая в Лампсак, где у него остался, по-видимому, как бы филиал его школы. У Эпикура всячески поддерживался культ дружбы, это было в согласии с его учением: из того многого, что приносит мудрость для счастья, главный дар - дружба. В «Сад» временами съезжались эпикурейцы и со стороны. Сад» просуществовал более восьмисот лет.

Эпикур был очень плодовитый писатель, он создал до 300 сочинений, многие из которых, как можно заключить уже из названий («О любви», «О цели жизни», «Об образе жизни» (4 книги), «О справедливом поведении», «Учение о страстях», «О дарах и благодарности» и др.), были посвящены этическим проблемам. Однако до нас они не дошли. Взгляды Эпикура нам в основном известны по трем сохранившимся письмам к его последователям - Геродоту, Пифоклу, Менекею, в которых соответственно излагаются каноника, физика и этика. Кроме того, сохранились собрания изречений Эпикура

Одной из главных работ Эпикура является его сочинение «О природе». Природа, согласно учению Эпикура, развивается по своим собственным законам. «Нечестивый не тот, кто устраняет толпа богов, - отмечал он, - а тот, кто применяет к богам представления толпы». По убеждению философа, боги не вмешиваются ни в естественное состояние вещей, ни в человеческие дела. Исходя из этого, он обосновывает нравственную автономию человека, который, только благодаря познанию природы и разумном соблюдении ее законов, может освободиться от страха и суеверия и достичь счастья.

Основной частью учения Эпикура является этика, ведущим же принципом этики Эпикура является индивидуальное удовольствие. «Следовательно, - объясняет он сам основу своей этики, - когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы понимаем не удовольствие гуляк и не удовольствие, которое содержится в чувственных наслаждениях, как думают некоторые, кто не знает или не соглашается, или неправильно понимает, но мы понимаем свободу от телесных страданий и от душевных тревог» Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955. С. 206. . Благоразумие - основа всех добродетелей. Она заключается в понимании того, что нельзя жить приятно (в удовольствие), не живя в то же время, разумно, нравственно и справедливо.

Основные ценности этики Эпикура (удовольствие, свобода, «атараксия» - безмятежное спокойствие духа), как и она вся в целом, носят индивидуалистический характер. Свобода человека - это, согласно Эпикуру, ее ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя. Свобода не соответствует необходимости. Необходимость есть бедствие, утверждает Эпикур, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

Эпикур различал два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела). В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения человека.

Но принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, - большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955. С. 211.

На этих положениях строится у Эпикура его классификация удовольствий. Он делит желания на естественные и вздорные (пустые). В свою очередь, естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время необходимыми. В отдельных случаях необходимо избегать удовольствий и выбирать или предпочитать страдания.

При этом Эпикур считал страдания души худшими по сравнению со страданиями тела: тело страдает только из-за настоящего, душа же - не только из-за этого, но и из-за прошлого и будущего; соответственно и удовольствия души Эпикур расценивал как более значительные.

В уч...

Другие файлы:

Этические взгляды Эпикура
Роль, особенности античной философии. Жизненный путь Эпикура, его учение о добродетелях, отношение к Богу, смерти, страданиям, философские принципы и...

Этические взгляды философов - поздних стоиков
Этические концепции - органическая часть историко-культурного процесса. Возникновение стоической философской школы. Сходство и отличие черт философско...

Этические теории в современной западной философии
Этическо-философские взгляды мыслителей ХХ в.: "философия жизни" Ф. Ницше, его отношение к положениям христианской морали. Этические направления в фил...

Этические школы Греции и Рима: гедонизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм
Этика античности, ее обращение к человеку. Особенности этической позиции античных мудрецов. Основные философские школы. Сократ и сократические школы....

Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Феноменология человека в произведениях Ф.М. Достоевского. Его этические и эстетические взгляды. Идея реализма. Гуманизм. Высказывания Достоевского о "...