Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Этика ненасилия

Тип: курсовая работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Особенности этического учения М.К. Ганди о ненасилии. Качественное изменение в понимании и реальном опыте ненасилия двадцатого века. Отвержение "европейской цивилизации". Компаративный анализ взглядов М.К. Ганди и М.Л. Кинга на понятие ненасилия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

этический ненасилие ганди кинг

Актуальность темы исследования. Основные ценности, на которые ориентируется любое человеческое сообщество, так или иначе, основываются на духовных и нравственных ценностях. Именно эти ценности поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои строя жизни, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности. Именно они воспитывают у людей убеждения и побуждения, получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях и отражают целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащую в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия.

Человечество всегда уделяло этим проблемам пристальное внимание. Лучшие умы и на Востоке и на Западе все глубже осознавали, каким опасным тормозом на пути всеобщего прогресса становились бездуховность, безнравственность, насилие и другие социально-этические явления, которые представляли собой источники угроз и опасностей человеческому сообществу. Они занимались постоянным поиском решения этих общечеловеческих проблем. Со временем эти усилия вылились в целое научно-философское направление, занявшее важное место в общем спектре научных дисциплин, занимающихся вопросами гуманитарного развития.

Изучение идеи ненасилия в истории культуры также вызвано необходимостью определения характера и тенденций социально-нравственного развития в конкретных исторических условиях, на основе которых возникли и эволюционировали идеи ненасилия. Исследование этического наследия прошлого поможет выявить новые пути к диалогу между совершенно разными культурными традициями. И человечество осознает, что надо учиться вести этот диалог, нужно уметь менять систему отсчета, не считать свои ценности и культуру абсолютными, научиться понимать другого.

Анализ этики ненасилия в истории различных народов и культур важен также и с точки зрения сравнительного анализа идей западных и восточных мыслителей, установления общего и частного в их содержании.

Цель исследования: определение роли и места взглядов М.Г. Ганди и М.Л. Кинга в этическом учении о ненасилии.

Задачи исследования:

- Исследовать особенности этического учения М.К. Ганди о ненасилии;

- Описать особенности этического учения о ненасилии М.Л.Кинга;

- Произвести компаративный анализ взглядов М.К. Ганди и М.Л. Кинга на понятие ненасилия.

Объект исследования: этическое учение ненасилия.

Предмет исследования: взгляды М.Г. Ганди и М.Л. Кинга в этическом учении о ненасилии.

Методы исследования. При анализе ненасилия в этических учениях мыслителей использовались историко-логический и сопоставительные методы исследования.

Глава 1. Этическое учение М.К. Ганди о ненасилии

С именем М.К. Ганди связано качественное изменение в понимании и реальном опыте ненасилия двадцатого века. Изменение состоит в том, что ненасилие из индивидуально-личной сферы переносится в общественную, в область политики, рассматривается в качестве действенного инструмента социальной справедливости Василенко В.А. Махатма Ганди. Педагогика ненасилия / Перевод с английского, предисловие и составление В.А. Василенко. - Кировоград, 2011. - С. 24..

Общеэтический характер понятия ненасилия очевиден - ненасилие является содержательной определённостью добра, почти синонимом самой этики, и возможность внедрения этой идеи в область политики была доказана М.К. Ганди на примере собственной жизни.

Хотя идея ненасилия для Индии не была чем-то новым, полностью отвечала психическому складу индийского народа и основывалась на многовековой религиозной традиции, метод М.К. Ганди явился особым синтетическим образованием. Философские взгляды профессионального юриста Мохандаса Карамчанда Ганди сложилось главным образом на основе изучения упанишад, Бхагавадгиты, Махабхараты, священных писаний Библии и Корана. Непосредственное влияние на его взгляды оказали Лев Толстой, Джон Рескин, Ральф Эмерсон и Генрих Торо Яковлева Е.Я. Идеи и образ М. К. Ганди в политической жизни Индии. // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. Вып.3. - М., 2007. - С. 69..

Непротивление злу насилием по замыслу сугубо индивидуалистично. Чистый продукт нравственного самоусовершенствования, оно замыкается на личности.

Для Ганди велением долга является не только личное соблюдение ненасилия, но и борьба за искоренение насилия в мире. Это предполагает и противников, хотя к ним следует относиться не с ненавистью, а с любовью, и сподвижников, иными словами, общественный конфликт, общественное движение и организацию. Толстовское ненасилие исключало политику, а гандистское ненасилие предполагало ее Яковлева Е.Я. Идеи и образ М.К. Ганди в политической жизни Индии. // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. Вып.3. - М., 2007. - С. 70..

Решая вопрос о соотношении насилия и ненасилия, Ганди отказывается от простого противопоставления этих понятий и даже оправдывает насилие, расценивая его как промежуточный этап между трусостью (пассивностью) и бесстрашием (ненасилием). Таким образом, под влиянием М.К. Ганди термин ахимса входит в терминологию современной этики ненасилия и воспринимается как выражение общечеловеческой ценностной установки на осуждение иррационального начала насилия, подтверждающее неразумность его использования как в индивидуально-личной сфере, так и общественной. Именно трактовка ахимсы как выражения мирового нравственного закона заняла центральное место в философии М.К. Ганди и его последователей, что позволило расценивать гандизм как движение гуманистическое по сути.

Сила и противоречивость Ганди проявляется в том, что он вывел ненасилие на новый, общественный уровень. Ганди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством общественного преобразования. Вместе с тем, введя принцип ненасилия в политику, он лишил его той целостности, последовательности, которая была для него характерна, когда он рассматривался исключительно в контексте нравственности Василенко В.А. Махатма Ганди. Педагогика ненасилия / Перевод с английского, предисловие и составление В.А. Василенко. - Кировоград, 2011. - С. 48..

Ганди привели к ненасилию поиски религиозной истины и света. Погружение в политику было для него велением нравственного долга. Но коль скоро гандизм превратился, таким образом, в явление не только этическое, но и политическое, у него должны были появиться наряду с этическими, личными и политические основания. Иными словами, гандизм не мог бы стать политическим движением, захватившим великую страну и потрясшим основы Британской империи, если бы он не отвечал назревшей общественной потребности, условиям, в которых развивалось индийское национально-освободительное движение. Было какое-то соответствие между гандистскими поисками внутреннего света и перспективами борьбы за независимость, объединившей десятки и сотни миллионов людей, в подавляющем большинстве своем далеких от этических идеалов Ганди. Здесь вторая, социальная подоплека, или основа, гандизма как политического движения. Ганди замышлял движение в целом, а не только свое участие в нем, как осуществление нравственных принципов, но движение, перестав быть индивидуальным актом Ганди, приобрело самостоятельность, самобытность, и для многих, для подавляющего большинства рядовых участников и руководителей, оно стало средством достижения реальных, политических, а не идеальных, духовных целей. Да и самому Ганди приходилось раздваиваться, выступать одновременно и в роли политического лидера, и в роли религиозного пророка. Попытки синтеза гандистской этики и политики оказались весьма противоречивыми, да это и не могло быть иначе. Каждая сфера деятельности имеет свои законы, принципы, приоритеты. Это, кстати сказать, прекрасно сознавали авторы священных книг индуизма, говорившие о дхарме варн, то есть о законах поведения, свойственных разным общественным группам Василенко В.А. Махатма Ганди. Педагогика ненасилия / Перевод с английского, предисловие и составление В.А. Василенко. - Кировоград, 2011. - С. 49..

Толстой оставался религиозным искателем, этическим реформатором, далеким от политики, и это позволяло ему сохранять верность идеалам. Ганди мало было оставаться всего лишь религиозным искателем, этическим реформатором: темперамент борца толкал его к политике. Ганди называл себя политиком, пытающимся быть святым. Причем это не было какое-то незначительное дополнение к религиозно-этической платформе, это была страсть и суть всей его жизни, суть гандизма. Именно это сделало Ганди и гандизм столь крупным явлением мировой истории XX века.

Сочетание святого и политика обрекало Ганди на мучительные противоречия и, по сути, предопределяло его трагический конец. Это сочетание затуманило идеалистическую природу гандизма, привело к возникновению в нем нескольких пластов. Следует говорить о наличии, по меньшей мере, двух гандизмов - гандизма чистого, теоретического и гандизма на практике, - то есть политики, отмеченной многими отступлениями от идеала и длительным компромиссом с социальными и политическими силами, весьма далекими от этических принципов Ганди. С такой двойной меркой приходится подходить и к гандистскому методу ненасильственного сопротивления -- сатьяграхе Яковлева Е.Я. Идеи и образ М. К. Ганди в политической жизни Индии. // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. Вып.3. - М., 2007. - С. 71..

Ненасилие для Ганди - не прост...

Другие файлы:

Этика ненасилия
Этика ненасилия: основные положения, специфика, область применения, ее абстрактность, элитарность и идеалистический характер. Ситуация информационного...

Этика ненасилия
Жизнь человека постоянно связана с насилием. Способ решения государственных, межличностных, национальных проблем с позиции силы, можно сказать, стал т...

Христианская этика
Тема ненасилия в христианской этике. Жизнь и миссия Моисея. Законодательство Моисея. Справедливость и милосердие. Иисус Христос: мораль и религия. Люб...

Этические проблемы насилия и ненасилия
Исследование сущности насилия и ненасилия как способов принуждения либо созидания на примерах из истории, экономики, политики или жизненных ситуаций....

Деловая этика
?????????????????????????????????????????????????????? 1 ???BС О Д Е Р Ж А H И Естр.I Введение 2II Деловая этика - основа бизнеса-этика рынка : "наш...