Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Содержание основных категорий эстетики

Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Анализ содержания основных категорий эстетики. Теоретическая модель эстетического. Эстетическое как ценность. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное - коренная категория эстетики. Прекрасное и полезное. Прекрасное и деятельность человека.
Краткое сожержание материала:

2

Содержание

  • Введение
  • 1. Содержание основных категорий эстетики
  • 1.1 Теоретическая модель эстетического
  • 1.2 Эстетическое как ценность
  • 1.3 Системообразующее значение эстетического
  • 1.4 Прекрасное - коренная категория эстетики
  • 1.4.1 Прекрасное в истории эстетики
  • 1.4.2 Прекрасное и полезное
  • 1.4.3 Прекрасное и симметрия
  • 1.4.4 Прекрасное и деятельность человека
  • 1.4.5 Мера
  • 1.4.6 Прекрасное в природе
  • 1.4.7 Прекрасное в обществе
  • 1.4.8 Прекрасное в искусстве
  • 1.5 Возвышенное
  • 1.6 Трагическое
  • 1.7 Комическое
  • 1.8 Безобразное
  • 1.9 Низменное
  • 1.10 Ужасное
  • 1.11 Хаос и гармония
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

  • Сегодня, в начале нового столетия, нового тысячелетия, а я убеж-ден - и в начале принципиально новой (иной) эпохи в истории человечества, достаточно трудно говорить о вещах традиционных и вроде бы уже давно устаревших. Во всяком случае, вторая половина ХХ в. в куль-туре была обостренно ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX в., прежде всего, Фридрихом Ницше, но реализованную только к концу прошлого (ХХ) столетия, особенно в сферах гуманитарной культуры, гумани-тарных наук, в искусстве, этике, эстетике. На протяжении более чем 100 лет последовательно низвергались традиционные идеалы и принципы, маргинальное (для своего времени) занимало место ма-гистрального, утверждались новые парадигмы мышления и арт-пре-зентации, разрабатывались принципиально новые стратегии бытия-мышления. И все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня занимаются многие науки. Однако все сие воз-двигает существенные трудности для понимания и анализа, ибо ста-вятся задачи передать некую живую частицу смысловой предметности этой культуры новому поколению, которые устремлены в какие-то неведомые дали, ощущающие какие-то манящие принципи-ально иные горизонты.
  • В наш век, когда в течение жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психоло-гической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появле-ние нового научного, а может быть, и художественного жанра (нового типа творчества), который можно было бы назвать «книгой жизни» в том смысле, что работа над уже изданным произведением не может остано-виться никогда не только в силу стремления к принципиально недостижи-мому совершенству, но и в силу потребности сделать свой духовный про-дукт зеркалом меняющегося мира и себя (то есть отражением жизненного и духовного движения человека в поле невероятно динамичного историче-ского процесса).
  • Одной из сфер, объединяющих человечество во всех историчес-ких измерениях, является сфера эстетического. «Эстетика» обращена и к профессионалу, и к студенту, и к широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры. О ней здесь и речь, ибо к концу прошлого столетия стало как-то немодным писать и говорить о ней, хотя она от этого не потерпела никакого ущерба; даже в духовно-материальных мирах тех, кто вроде бы не знает ее, не желает знать или, зная, пытается отрицать как нечто устаревшее. Есть нечто в космоантропном бытии, что не устаревает со временем, что не исчезает по желанию людей, что относится к их сущности, даже если они не признают вообще никаких сущнос-тей. Есть некие универсалии взаимоотношений человека и Мира, сохраняющие свою значимость на протяжении практически всей истории человека как существа цивилизованного. Именно к таковым сущностным характеристикам космоантропного бытия и принадле-жит сфера эстетического, проникновением в которую, изучением которой и занимается наука эстетика. Понятно, что на каждом этапе истории культуры конкретные формы бытия, реализации, актуализации этой сферы свои, отличные от форм, характерных для других культурно-исторических этапов, и соответственно - иные формы их изучения и описания. Сегодня мы как раз находимся в стадии активного и глобального перехода от одной формы цивили-зационного процесса к другой, т.е. - в ситуации, когда претерпе-вают, радикальное преобразование многие универсалии культуры и, как следствие, формы и способы их изучения и описания. Эстетика и феномены, изучаемые ею, не являются здесь исключением. Однако это отнюдь не означает, что они утрачивают свою значимость для человека; показ этого и составляет одну из главных задач данной книги, что предполагает достаточно полное введение читателя во все поле этой науки.
  • Собственно эстетика - это фактически и в строгом смысле слова даже не наука, не совсем и не только наука, ибо ее предмет в принципе не поддается полному рациональному осмыслению и вер-бальному описанию. Здесь иной уровень, нежели узко научный, даже при самой широкой семантике понятия «наука», и уровень этот более высокий. В сущностно-метафизическом смысле эстети-ка - это особая форма бытия-сознания; некое специфическое ду-ховное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Наука эстетика -- только малая и самая упрощенная область этого поля, помогающая, однако, человеку, точнее, пытаю-щаяся помочь осознать значимость духовной материи в его жизни и в структуре Универсума в целом. Более существенной частью духовного поля является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере эстетики; один из главных конкретных результатов эстетического опыта. И оно поэ-тому также является одним из основных объектов исследования науки эстетики.
  • Если же сказать кратко для любителя дефиниций, то: эстетика -- это наука о гармонии человека с Универсумом. И здесь не будет схоластических рассуждений о том, что такое человек, что такое Универсум, даже что такое гармо-ния. Эти три понятия принимаются a priori в качестве знания, присущего каждому человеку, хотя и трудно дефинируемого. И не столь важно, как мы субъективно понимаем и представляем себе их. Для нас значимо другое. Каждый мыслящий человек сознает, что и человек, и Универсум - это нечто реальное и существенное, что человек - часть Универсума, зависящая от него и влияющая на него, что взаимодействие этих феноменов отнюдь не маловажная вещь, что от этого взаимодействия зависят они оба и что возможны их позитивные и негативные (по крайней мере, для человека) контакты. Так вот позитивный контакт между ними, оптимально благоприятный для бытия того и другого, мы и обозначаем здесь как гармонию, или эстетический опыт. Им собственно с древности и занималась мыслительная деятельность внутри различных наук, которая в XVIII в. получила название эстетики и которая до сих пор находится в стадии активного становления, и значимость ее в эпоху глобального конфликта (и дисгармонии) человека с Универ-сумом возрастает с каждым мгновеньем. Сегодня уже хорошо ощу-щается: если человек не найдет путей к оптимальному контакту с Универсумом, не сбалансирует гармоническое и дисгармоническое в своих отношениях с ним, то прежде всего он сам окажется перед реальной угрозой уничтожения, исчезновения из структуры Универ-сума.
  • Целью моей работы является рассмотрение и анализ содержания основных категорий эстетики.
  • 1. Содержание основных категорий эстетики

1.1 Теоретическая модель эстетического

Эстетическое - мета-категория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвы-шенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстети-ческих знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики - прекрасного - предвосхищала теоретическое осознание и «появле-ние» эстетического (эстетических свойств).

Какова же природа эстетического и наиболее близкого к нему пре-красного? В исто-рии эстетики сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции пре-красного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяго-теют к одной из этих теоретических моделей эстетического (каждая из многообразных концепций прекрасного входит в одну из пяти его теоре-тических моделей).

- 1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеали-стическая): эстетическое - результат одухотворения мира Богом или аб-солютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное - свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Божественным одухотворени-ем легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно - безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вме-шательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и си-невы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция божест-венной природы эстетического (как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу!) нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» - по причине самого себя). Научно корректно определе...

Другие файлы:

Общая характеристика эстетики постмодернизма
Постмодернизм как методология изучения современного общества. История его возникновения, общая характеристика. Специфика постмодернистской эстетики. М...

Предмет и задачи эстетики
Понятие и содержание эстетики как науки, предмет и методы ее исследования, взаимосвязь с другими науками. Сущность и особенности "эстетического" отнош...

Предмет эстетики, его сущность и содержание
Формулировка предмета эстетики. Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Специфика искусства как предмета эстетики. Факт...

История эстетики
Книга К. Гилберт и Г. Куна "История эстетики" является одной из наиболее интересных в зарубежной литературе монографий по предмету эстетики. Здесь соб...

История эстетики
Учебное пособие «История эстетики», освещающее историю эстетической мысли с древности до XXI века включительно, рассчитано на студентов философских фа...