Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Система эстетических категорий

Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Определение субъектных эстетических понятий: восприятие, вкус, идеал. Характеристика формально-композиционных (художественный образ, символ, канон, стиль) и оценочно-нормативных категорий. Безобразное, возвышенное, трагическое и комическое в картине мира.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1. Система субъектных эстетических категорий: "эстетическое восприятие", "эстетический вкус", "эстетический идеал"

2. Система объектных эстетических категорий

2.1 Формально-композиционные эстетические категории: "художественный образ", "художественный символ", "канон", "стиль"

2.2 Оценочно-нормативные эстетические категории. Основные философско-эстетические модели красоты

2.3 Категории "безобразное", "возвышенное", "трагическое", "комическое" и их роль в эстетической картине мира

1. Система субъектных эстетических категорий: "эстетическое восприятие", "эстетический вкус", "эстетический идеал"

Эстетическое восприятие (ощущение) является самым первым, элементарным звеном в структуре эстетического отношения. Основываясь на функционировании пяти органов чувств, оно все же не может быть сведено только к чувственности. При эстетическом восприятии человек не только что-либо слышит или видит, он переживает и оценивает полученную информацию с точки зрения гармонии и красоты. Наиболее явными эстетическими характеристиками обладают объекты с нетипичными, неожиданными внешними характеристиками, "цепляющими" и "вырывающими" нас из сферы монотонной обыденности (например, цветовой или ритмический диссонанс, нетипичность фактуры, неожиданность масштаба). Подобные предметы характеризуются наибольшей активностью эстетического восприятия. Эстетическое восприятие при своей явной зависимости от типа и характера окружающей нас предметной среды имеет активный характер, ибо предполагает "выход" за пределы исключительно внешнего облика предмета. Человек начинает сложное и длительное "восхождение" к познанию смысла воспринимаемого. Таким образом, уже на уровне эстетического восприятия происходит приобщение человека к духовному опыту путем максимальной реализации себя в мире материальном. Результатом эстетического восприятия является духовное наслаждение, испытываемое человеком.

Эстетический вкус проявляется как особая эстетическая способность человека различать красивое и безобразное, возвышенное и низменное. С одной стороны, высокий эстетический вкус может являться врожденной способностью отдельных людей, с другой, посредством эстетического вкуса проявляется мера культурности, воспитанности и образованности человека. Будучи мерой "человеческого" в человеке, эстетический вкус в то же время несет в себе определенные культурные веяния и приверженность определенным культурным стилям и традициям. Эстетический вкус в наибольшей мере выражает эстетическую культуру человека и базируется на чувстве гармонии.

Эстетический идеал отражает историчность красоты: в различные исторические периоды различные культуры вырабатывали собственные, зачастую весьма несходные, представления о красоте. Это проявляется даже по отношению к восприятию природной или физической красоты человека, обладающих наибольшей константностью: античный и готический идеалы телесной красоты, представления классицизма и романтизма об идеальном пейзаже не только не совпадают, но весьма существенно отрицают друг друга. Эстетическое понятие "совершенство", философские понятия "культурный архетип" (К. Юнг), "прасимвол культуры" (О. Шпенглер) выполняют сходную по своему значению функцию. Эстетический идеал реализуется посредством определенных нормативов, т. е. задает художественный канон, типичный для той или иной культуры.

Система субъектных категорий эстетики

Эстетическое восприятие (ощущение)

Эстетический вкус

Эстетический идеал

личностная форма переживания прекрасного

- имеет индивидуализированный характер;

- основана на эмоциональной значимости воспринимаемого объекта;

- фиксирует выразительность формальных характеристик объекта

способность к самостоятельной оценке и переживанию эстетического объекта адекватно его эстетической ценности

- синтез историко-культурных знаний и способности к авторски-самобытному видению эстетического объекта,

- формируется на основе эстетического идеала

социально-санкционированная форма отношения к прекрасному

- нормативность;

- культурно-историческая динамичность;

- является основанием художественного канона

2. Система объектных эстетических категорий

2.1 Формально-композиционные эстетические категории: "художественный образ", "художественный символ", "канон", "стиль"

Как уже было отмечено, формально-композиционные категории характеризуют специфику "структурирования" мира по законам красоты и описывают "технологию" художественного творчества.

Художественный образ. Специфика бытия любого эстетического объекта состоит в том, что он существует одновременно в нескольких пластах реальности. Во-первых, он существует как объективная реальность в ее материально-вещественной данности. Бытие эстетического объекта в данном аспекте не обладает спецификой по отношению ко всем остальным предметам материального мира (холст, на котором написано бессмертное творение Леонардо, так же как и обычный предмет подвержен влиянию атмосферных воздействий, физическому старению и т. п.). Во-вторых, эстетический объект существует в специфической знаково-символической реальности, которая уже не может быть однозначно отнесена ни к объективной, ни к субъективной реальности. Данный тип бытия эстетического объекта может быть обозначен как его бытие в качестве художественного образа. Образ - это некая субъективная духовно-психическая структура, возникающая во внутреннем мире человека как результат отражения внешней реальности. Образ может существовать как исключительно в духовном пространстве конкретного Я (мои впечатления, знания, идеи, страхи и амбиции), так и "выходить" в пространство культуры, приобретая черты не только субъективной, но и интерсубъективной значимости. В последнем случае мы имеем дело с художественным образом. Художественный образ становится таковым именно в силу своей способности опредметить в произведении сущность исследуемого предмета, которая в сфере искусства обязательно сопряжена с сущностью самого человека. Следовательно, художественный образ нацелен на смысловое видение мира, преображение действительности через призму ее человеческого осмысления. Художественный образ - это специально создаваемый в процессе творческой деятельности образ, способный "выходить" за пределы породившего его индивидуального сознания и становиться значимым явлением духовной жизни других людей.

Теория образа была основополагающей для средневековой, в частности, византийской эстетики в связи с полемикой иконоборцев и иконопочитателей. В русле средневекового теоцентризма образ имел прежде всего религиозный смысл глубочайшей онтологической связи с Первообразом (Богом), т. е. художественный образ понимался как некая наглядная форма, демонстрирующая связь человека с высшими, глубинными силами мироздания.

Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.

Василий Великий

Специфика художественного образа состоит в следующем:

· в отличие от абстрактного словесного обозначения предмета, основанного преимущественно на рационально-рассудочном мышлении, художественный образ выявляет предмет в единстве его содержательной (сущностной) и формально-явленческой стороны. Гегель в своих лекциях по эстетике поясняет это следующим образом: когда мы произносим слово "утро", мы прекрасно понимаем, о каком природном явлении идет речь, но когда мы читаем у Гомера "Встала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос" наше восприятие того же самого явления, поднимаясь до уровня художественного образа, становится несоизмеримо богаче, наполняясь чертами эмоциональности, конкретной визуальности, способностью порождать многочисленные ассоциативные ряды;

· художественный образ, не теряя своего сущностного единства, обладает полисемантичностью (множественностью смыслов) и вариативностью, что непосредственно проявляется при его адаптации другими культурами и реципиентами (интерпретаторами);

· художественный образ является формой оценочного отношения человека к миру;

· художественный образ никогда не является точной копией изображаемого. Ни один образ, будь он самый "абстрактный" или "реалистичный", не имеет объективного аналога в действительности. Художественный образ является формой символизации действительности;

· необходимым элементом художественного образа является самобытность авторского мировидения, наличие элементов фантазии, творческого воображения, определенная сознательная "деформация" реальности. Наоборот, стремление к полной имитации, например в театре восковых фигур, оставляет данное явление за пределами искусства....

Другие файлы:

Система диалектических категорий
Корпоративная идеология. Категории Аристотеля. Система категорий Канта. Система категорий диалектики Гегеля. Современные системы категорий. Направлени...

Воспитание эстетических чувств ребенка средствами музыки
Сущность эстетического воспитания и его содержание. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. Значение музыки в общем развити...

Эстетические взгляды Аристотеля
Значительна работа, проделанная советскими учеными в области изучения эстетических идей Аристотеля. В трудах В. Ф. Асмуса, Д. В. Джохадзе, Ш. М. Герма...

Экскурсия как средство формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах
Сущность эстетических ценностей и идеалов человека. Источники эстетического опыта школьников. Критерии сформированности эстетической воспитанности. Пр...

Содержание, формы и методы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов в образовательной области "Технология"
Формирование эстетических знаний и умений как педагогическая проблема. Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ. Мет...