Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Особенности деловой этики кадрового менеджмента (на примере муниципальных служащих)

Тип: курсовая работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Изучение теоретических аспектов деловой этики кадрового менеджмента. Определение особенностей этических норм муниципальных служащих как разновидности профессиональной этики. Разработка кодекса этических норм муниципального служащего сельского совета.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Еще несколько лет назад в словаре российских менеджеров не было понятий достойной, хорошей этической практики, стандартов социальной ответственности, гуманитарных технологий управления. Сегодня осваиваются не только сами понятия, но и возможности применения этики в качестве ресурса стратегического развития организации, ее нематериального актива.

Основоположник школы «научного менеджмента» Анри Файоль (1841-1925) в фундаментальной работе «Общее и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гениальный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: «Управлять - значит настраивать других людей на совместный труд для достижения общей цели». Цит. по Громова Л.А. Этика управления: Учебно-методическое пособие / Л.А. Громова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 8.

Этика - не только философская наука, но и важнейший ресурс эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на регулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Однако деятельность человека настолько разнообразна, что универсальные нормы морали оказываются часто недостаточными для регуляции поведения в конкретных, специфических областях деятельности.

Этика менеджмента - молодая сфера этико-прикладного знания, которое конкретизирует положения теоретической этики и трансформирует их общие знания норм и принципов морали в гуманитарные (мягкие, неманипулятивные) технологии управления персоналом. Этическая компетентность менеджера признается основой его профессиональной компетентности и деловой репутации, а такие нравственные качества, как честность, справедливость, ответственность, способствуют установлению доверия в развитии партнерских отношений и формированию ценностей культуры организации.

Целью данной работы является изучение особенностей деловой этики кадрового менеджмента (на примере муниципальных служащих).

Задачи:

- изучение теоретических аспектов деловой этики в управлении;

- определение особенностей этических норм муниципальных служащих как разновидности профессиональной этики;

- предложить кодекс этических норм муниципального служащего.

Объектом исследования является этика кадрового менеджмента.

Предметом исследования - этические нормы муниципальных служащих.

Изучая кадровые проблемы государственных и муниципальных служащих, многие исследователи обращают внимание на моральную атмосферу в органах власти, нечистоплотность отдельных чиновников, что может серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью. Поэтому формирование эффективных управленческих команд сфере муниципального управления, с учетом их нравственных ориентиров, моральности сознания, этики, является актуальной задачей.

Проблемы формирования этических норм муниципальных служащих нашли свое отражение в работах С.С. Васильева, А.В. Куракина, И.П. Гуровой, Н.А. Стефановской, Г.А. Алтуховой и других исследователей в этой области.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. Деловая этика кадрового менеджмента

1.1 Особенности деловой этики в управлении

Этика - это система понятий о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, друг к другу. Этика вырабатывает и использует набор принципов, позволяющих оценивать правильность, нормальность поведения человека или группы людей. Старцев Ю.Н. Менеджмент. Учеб. пос. / Ю.Н. Старцев. - Челябинск: ЧИЭиП им. М.В. Ладошина., 2007. - С. 89.

Деловая этика (в широком смысле), представляет собой совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации и их членов в сфере управления. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 68. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения. Система муниципального управления. Учебник для вузов / Под. ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2005. - С. 393.

Базовые принципы человеческого общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение. Предпочтительность этики означает, что менеджер, следующий этическим принципам в деловых отношениях, получает конкурентные преимущества. Если же менеджер работает в высокоэтичной деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим принципам становится уже не столько конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую среду.

Деловая этика вырабатывает и использует принципы, позволяющие оценивать правильность поведения людей в процессах выполнения ими своих служебных обязанностей, общения внутри и вне организации, формирования деловой репутации и т.п. Таким образом, этика деловых отношений подразумевает:

1) уважение к традициям - общественным и деловым установлениям;

2) уважение к человеку.

Соответственно, для реализации этических принципов деловых отношений надо, во-первых, знать и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать принципы взаимоотношений с другими людьми.

Всё сказанное в ещё большей степени касается кадровых менеджеров, так как за их личным успехом стоит успех всей организации.

Термин «Кадровый менеджмент» появился в нашей стране сравнительно недавно. Если рассматривать его широко, то кадровый менеджмент представляет собой одно из направлений современного менеджмента, целью которого является развитие и эффективное использование кадрового потенциала в соответствии с философией организации и выработанной ею кадровой политикой. Батаршев А.И. Психология управления персоналом / А.И. Батаршев, А.О. Лукьянов. - М.: Издательство Института психотерапии, 2005. - C. 134-140.

Этика кадрового менеджмента представляет собой частный случай этики, поэтому содержит в себе ее основные характеристики, обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы субординационной этики.

Повышенный интерес к этике кадрового менеджмента объясняется рядом причин. Главная из них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и обществом в целом.

Нарушение этических норм приводит к тому, что в коллективе складывается нездоровая обстановка, которая напрямую вредит делу. Главное в успешно работающей организации - это единая команда. Задачами этики кадрового менеджмента являются: Там же.

1. Анализ накопленного мирового опыта в области кадровой этики.

2. Изучение примеров современной кадровой этики.

3. Синхронизация морально-психологических стандартов в кадровом менеджменте разных стран.

4. Моральное воспитание современных менеджеров.

В отличие от нормативного поведения людей, регламентируемого «писаными» законами и правилами, этичность поведения менеджера не регламентируется законодательно, и поэтому не являются обязательными к исполнению. Вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность общения конкретного человека с окружающими людьми, а значит и успешность ведения им своих дел. Нарушение их, как правило, вызывает неприязнь у окружающих и наносит непоправимый вред карьере человека.

В российских организациях среди менеджеров нередко встречаются такие нарушения этики, как: неуважение к иному мнению; неуважение к науке, знаниям, образованности, чужому опыту; нарушение правил общественного поведения; невыдержанность, грубость, брань, аморальное поведение в служебной и бытовой обстановке; пренебрежение здоровьем и чувствами подчинённых; неуважение к чужим физическим недостаткам; несоблюдение устных договорённостей; подбор кадров по принципу личной преданности; сплетни, обсуждение поступков человека в его отсутствии; унижение подчинённых; заискивание, унижение перед руководством; получение подарков от подчинённых и зависимых людей; разглашение служебной информации; утаивание информации, предназначенной для других; раскрытие источника информации, полученной доверительным путём и т.п.

Прямой обязанностью любого кадрового менеджера является приобщение персонала своей организации (и прежде всего себя) к этичному поведению. Для этого в организации должна планироваться...

Другие файлы:

Особенности мотивации труда муниципальных служащих
Денежное содержание муниципальных служащих как фактор мотивации. Анализ проблем в сфере мотивации муниципальных служащих Лужского городского поселения...

Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: практика, проблемы и пути их решения (на примере муниципальных образований Выборгского района г. Санкт-Петербурга)
Правовые основы кадрового обеспечения муниципальных образований. Исследование организационных структур местных администраций, предложения по совершенс...

Анализ состояния корпоративной этики служащих банковской системы
Основные принципы корпоративной этики и организационная культура служащих банковской системы, современное состояние этики и культуры служащих банка Ро...

Профессиональная этика государственной службы
Государственная гражданская служба как особый вид службы. Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Фед...

Совершенствование системы кадрового обеспечения администрации муниципального образования "Крапивинский район"
Понятие и состав правовой базы местного самоуправления. Организация работы кадровой службы в муниципальных образованиях. Подготовка, переподготовки, п...