Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Нравственный процесс

Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Моральная практика и моральное сознание. Нравственный поступок и его оценка. Общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с деятельным освоением и преобразованием действительности. Трудовая деятельность.
Краткое сожержание материала:

17

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………2

1. Моральная практика и моральное сознание………………………………3

2. Нравственный поступок и его оценка…………………………………………13

Введение

Вся общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с дея-тельным освоением и преобразованием действительно-сти. В основе возникновения человека и общества ле-жит трудовая деятельность, общественное производст-во, и вся всемирная человеческая история, по мысли К. Маркса, есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

В процессе исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни природных, естественно действующих факторов, регулирующих жизнь человека, становится недостаточно, и возникает система специфических общественных механизмов, на-правленных на обеспечение единства и взаимосогласо-вания единства множества индивидуальных и разнонаправленных стремлений, на поддержание общности как единственного способа существования и развития человека. Формирующаяся система запретов и огра-ничений, предписаний и повелений отражает практи-ку отношений и одновременно выступает как механизм согласования индивидуально-массового поведения с общественными потребностями.

Таким образом, первоначально возникающая нрав-ственность выступает в виде реально складывающих-ся и практикуемых форм поведения и общественных отношений, когда долженствовательно-оценочный ее аспект еще не выделяется в особую сферу сознания, модели идеального долженствования, противостояще-го реальной действительности. Фактически мораль исчерпывается областью нравов -- реальной практики взаимоотношения людей.

Однако в связи с рефлексивным характером чело-веческой деятельности, порождающей ее осознание и одновременно все более определяющейся им, и разворачивающимся процессом углубления дифференциа-ции общества с присущим ему многообразием и столк-новением интересов мораль как бы «отслаивается» от реальной практики и поведения людей и перемещает-ся в идеальную, долженствовательную сферу. Она как бы становится над столкновением индивидуально-кор-поративных интересов в качестве осознания и выра-жения наиболее глубинных и существенных потребностей общественного развития.

Вследствие этого нравственная жизнь человека и общества приобретает многослойную сложную струк-туру, основными элементами которой являются мораль-ная практика, область реально практикуемых индиви-дуально-массовых форм поведения и складывающих-ся отношений, и моральное сознание как выражение идеального долженствования, на которое необходимо ориентироваться.

При этом разумеется, что в реальной жизни дея-тельность и сознание взаимопорождают и взаимообусловливают друг друга, существуя одно через другое. Однако в научном анализе мораль можно рассматри-вать либо как сферу реально-практических отношений, регулирующих индивидуально-массовое поведение и воплощающихся в них, либо как особую сферу духа, сознания и воления. Да и в обычной жизни далеко не одно и то же: знать нормы и принципы нравственного поведения и поступать в соответствии с ними.

Поэтому в этической литературе принято разграни-чивать область морали на нравственную деятельность и отношения и моральное сознание. При этом нрав-ственные отношения рассматриваются именно как опосредующее звено, то, что определяет собой и деятель-ность, и сознание, а также как то, что непосредствен-но отражается в них.

1. Моральная практика и моральное сознание

Что же представляет собой сфера моральной прак-тики -- нравственной деятельности и отношений? Как она взаимодействует с моральным сознанием?

Нравственная деятельность -- это понятие, которое используется в этике для выявления смысла, прису-щего всем другим видам деятельности человека. Оно обозначает не особую сферу деятельности, имеющую предметно-содержательную определенность и специфи-ку -- например, трудовая, научная, художествен-ная, -- а общественную значимость любой деятель-ности человека. Любое моральное действие включает в себя работу сознания -- мыслительные, чувствен-ные, волевые компоненты, но в то же время не сводит-ся только к ним, ибо предполагает свое опредмечивание, объективацию в реальной действительности в ка-честве определенного результата.

Правда, можно в целостном комплексе единой че-ловеческой деятельности выявить такую, которая не-посредственно по своим целям и содержанию подчине-на сотворению добра и мотивируется исключительно моральными мотивами. Это «чистая» моральная деятельность -- оказание гуманитарной помощи, филан-тропия, нравственное проповедничество и моральное воспитание. Однако в широком смысле слова под мо-ральной деятельностью понимается вся человеческая деятельность, поскольку она имеет общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, и она поэтому подлежит нравственной оценке.

Именно в том, насколько действия человека объек-тивно пронизаны и наполнены общественно значимым смыслом, служат высоким целям и воплощаются в не-обходимые для нормальной жизни общества результа-ты, проявляется его нравственный потенциал, уровень нравственного развития. «Так как сфера нравствен-ности есть по преимуществу сфера практическая и об-разуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, -- писал В. Г. Белинский, -- то здесь должно искать примат нравственности человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности».

Нравственная деятельность складывается из поступ-ков, которые имеют собственную структуру, синтези-руют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные ком-поненты.

Совершая поступки, человек вступает в определен-ные отношения с другими людьми, с обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность связей и зависимостей, которые и назы-вают нравственными отношениями. Нравственные отношения -- это также не особый вид отношений, су-ществующих отдельно от других общественных отно-шений, а их ценностное смысловое содержание (хотя можно выделить и «чисто» моральные отношения -- например, отношения любви или дружбы).

Нравственные отношения несут в себе морально ценное содержание, выступают способом детермина-ции поведения человека наряду с ценностями мораль-ного сознания и внеморальными внутренними побуж-дениями. Вследствие этого они накладывают на чело-века определенные обязанности. В моральных отно-шениях человек постоянно как бы является и субъек-том этих отношений, поскольку они и возникают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку сам строй нравственных отношений, который застает человек при своем вступлении в общественную жизнь, сложился и существует независимо от негр, предъяв-ляя к нему определенные обязательства.

Поэтому как бы ни разнообразились нравственные отношения по содержанию, то есть какого рода обя-занности устанавливаются данными нравственными отношениями, в какого рода поступках они реализу-ются, -- их внутренним стержнем является отношение личности к обществу. Можно даже установить идеаль-ный, то есть мыслимый в качестве самого совершенно-го и желаемого, характер отношения между человеком и обществом, модификацией которого и будут все реальные нравственные отношения.

Таким идеальным нравственным отношением мож-но считать отношение личности к общественному бла-гу, которое потенциально предполагается во всех тре-бованиях и ценностях морали, как к высшей, приори-тетной цели, как наиболее важной для него ценности. Только при наличии такого внутреннего настроя его поведение и поступки могут служить установлению отношений солидарности и коллективизма, добросо-вестности в работе, патриотического служения на бла-го отечества, доброжелательности, гостеприимства и даже дружбы и любви. Ведь и самые интимные душев-ные отношения между близкими людьми предпола-гают следование общественно полезным ценностям -- верности, преданности, бескорыстному желанию до-бра другому.

Однако само это отношение личности к обществен-ному благу как высшей ценности, из фундамента кото-рого вырастают другие моральные отношения, пред-полагает в качестве своего необходимого условия об-ратное, не менее фундаментальное отношение общест-ва к личности как конечной цели своего существова-ния и развития. Не человек является средством всех общественных преобразований, орудием общественных законов и исторической необходимости, а общество есть продукт взаимодействия людей, условие саморазвития и самореализации человека.

Это фундаментальное отношение к человеку как конечной цели общественного развития предопределя-ет гуманистический характер общественного блага и всех строящихся на его основе нравственных отноше-ний. Ибо в противном случае они оказывались бы бесчеловечными, требуя от человека только одного - жер-твенного самозаклания во имя чуждой ему ценности. Соответственно отношение общества к человеку как конечной цели своего развития результируется в прин-ципе гуманизма и производных от него нравственных отношениях, выражающих права, свободу и достоин-ство человека.

Конечно, такое взаимоотношение на основе встреч-ных векторов -- отношение личности к общественно-му благу как высшей ценности и отношение общества к человеку как конечной цели -- есть лишь идеальное воспроизведение мыслимого совершенст...

Другие файлы:

Нравственный опыт
Понятие правды, истины, обмана, хитрости, клеветы, ханжества, честности и доверия. Развитие представлений о справедливости, ее принципы Дж. Ролза. Нра...

Нравственный кодекс христианства. Толстовское вероучение
Нравственный кодекс христианства раскрывается в "Нагорной проповеди" Иисуса Христа. Это известные уже более двух тысяч лет "девять блаженств". Основны...

Духовный и нравственный подвиг защитников Ленинграда
Мужество и героизм защитников блокадного Ленинграда - пример патриотизма и любви к Родине, его значение для формирования национального самосознания. Д...

Нравственный смысл любви и смысла жизни
Любовь как высшая ценность. Разновидности любви, версии ее возникновения. Основные черты различных теорий любви, ее нравственный, прагматический и мет...

Особенности семейного воспитания
Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющи...