История развития этики
Краткое сожержание материала:
67
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
Е.В. Беляева
Этика
Курс лекций
2-е издание
Минск
2004
УДК 17 (075.8)
ББК 87.7я7
Б44
Серия основана в 2001 году
Рецензенты:
профессор кафедры философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук В.Ф. Берков;
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Беляева Е.В.
Б44 Этика: Курс лекций.2-е издание/Беляева Е.В. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 67 с.
ISBN 985-457-266-8
Учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу "Этика". Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой, утвержденной кафедрой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, однако может быть использован всеми, кто изучает в вузе соответствующую дисциплину. Данный курс представляет собой вариант преподавания этики на базе обязательного набора дидактических единиц, зафиксированных в образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь.
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".
УДК 17 (075.8)
ББК 87.7я7
ISBN 985-457-266-8 |
Беляева Е.В., 2004 |
||
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 |
Содержание
- ТЕМА 1. Введение в учебный курс "Этика"
- Лекция 1. Введение в учебный курс "Этика"
- Тема 2. История этических учений
- Лекция 2. История этических учений
- Тема 3. Историческое развитие нравственности
- Лекция 3. Историческое развитие нравственности
- Тема 4. Теория морали
- Лекция 4. Теория морали
- Тема 5. Высшие моральные ценности
- Лекция 5. Высшие моральные ценности
- Вопросы к зачету
- Литература
ТЕМА 1. Введение В УЧЕБНЫЙ КУРС "ЭТИКА"
Лекция 1. Введение в учебный курс "Этика"
Учебный курс "Этика" имеет своей целью приобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.
В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.
В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:
жирным подчеркиванием - подвопросы внутри вопроса лекции;
жирным шрифтом - смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;
жирным курсивом - основные понятия темы и персоналии;
подчеркиванием - главные мысли по рассматриваемому вопросу.
Этика - философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют "практической философией", "учением о правильной жизни", которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.
Мораль и нравственность - реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Лекция 2. История этических учений
Основные понятия:
этика; мораль и нравственность; традиционализм; аскетическая жизнь; неиндивидуалистическая этика; брахман; майя; сансара; карма; нирвана; буддизм; джайнизм; йога; конфуцианство; жэнь; шу; ли; знание; "благородный муж"; дао; легизм; светская этика; рационалистическая этика; мудрец; индивидуалистическая этика; проблема истинного блага; проблема отношения к наслаждениям; проблема приобретения добродетелей; софисты; релятивизм; Сократ; сократические школы; киренаики; киники; Платон; Аристотель; Иисус Христос; вера; надежда; любовь; Августин Блаженный; теоцентризм; теодицея; Т. Гоббс; Ж. - Ж. Руссо; Р. Декарт; Б. Спиноза; Д. Юм; К.А. Гельвеций; Э. Шефтсбери; "теория разумного эгоизма"; И. Кант; категорический императив; К. Маркс; А. Шопенгауэр; Ф. Ницше; А. Камю; Ж.П. Сартр; М. Ганди; М.Л. Кинг; "этика ненасилия".
Этические учения древнего мира
Этические учения Древней Индии
Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики.
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, "учение о правильной жизни" предписывало ему в социальном плане - тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном - стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.
Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:
1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным "путем правильной жизни";
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности - раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
брбхман - духовное первоначало мира;
майя - материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой "великую иллюзию";
сансара - "колесо перерождений", понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
карма - в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
нирвана - угасание чувственности, забвение майи, избавление от с...
История экономической этики
Непосредственная связь этики с жизненной практикой в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека. Соотношение общечеловеческ...
Этика
В учебном пособии последовательно рассмотрена история эволюции этики на различных этапах развития общества, приведена типология этики, изложены основн...
Основные категории управленческой этики
Взаимосвязь управленческой этики с другими проблемами экономики и менеджмента. История ее становления и развития. Концептуальное изложение управленчес...
Этика и бизнес
История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества....
История этики
Основные этапы и направления развития этики. Этические учения Древнего Востока. Средневековое христианское учение о нравственности. Социально-этическо...