Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

История развития этики

Тип: курс лекций
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.
Краткое сожержание материала:

67

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Система открытого образования

Е.В. Беляева

Этика

Курс лекций

2-е издание

Минск

2004

УДК 17 (075.8)

ББК 87.7я7

Б44

Серия основана в 2001 году

Рецензенты:

профессор кафедры философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук В.Ф. Берков;

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Беляева Е.В.

Б44 Этика: Курс лекций.2-е издание/Беляева Е.В. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 67 с.

ISBN 985-457-266-8

Учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу "Этика". Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой, утвержденной кафедрой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, однако может быть использован всеми, кто изучает в вузе соответствующую дисциплину. Данный курс представляет собой вариант преподавания этики на базе обязательного набора дидактических единиц, зафиксированных в образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь.

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

УДК 17 (075.8)

ББК 87.7я7

ISBN 985-457-266-8

Беляева Е.В., 2004

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

Содержание

  • ТЕМА 1. Введение в учебный курс "Этика"
    • Лекция 1. Введение в учебный курс "Этика"
    • Тема 2. История этических учений
    • Лекция 2. История этических учений
    • Тема 3. Историческое развитие нравственности
    • Лекция 3. Историческое развитие нравственности
    • Тема 4. Теория морали
    • Лекция 4. Теория морали
    • Тема 5. Высшие моральные ценности
    • Лекция 5. Высшие моральные ценности
    • Вопросы к зачету
    • Литература

ТЕМА 1. Введение В УЧЕБНЫЙ КУРС "ЭТИКА"

Лекция 1. Введение в учебный курс "Этика"

Учебный курс "Этика" имеет своей целью приобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

жирным подчеркиванием - подвопросы внутри вопроса лекции;

жирным шрифтом - смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;

жирным курсивом - основные понятия темы и персоналии;

подчеркиванием - главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Этика - философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют "практической философией", "учением о правильной жизни", которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственность - реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лекция 2. История этических учений

Основные понятия:

этика; мораль и нравственность; традиционализм; аскетическая жизнь; неиндивидуалистическая этика; брахман; майя; сансара; карма; нирвана; буддизм; джайнизм; йога; конфуцианство; жэнь; шу; ли; знание; "благородный муж"; дао; легизм; светская этика; рационалистическая этика; мудрец; индивидуалистическая этика; проблема истинного блага; проблема отношения к наслаждениям; проблема приобретения добродетелей; софисты; релятивизм; Сократ; сократические школы; киренаики; киники; Платон; Аристотель; Иисус Христос; вера; надежда; любовь; Августин Блаженный; теоцентризм; теодицея; Т. Гоббс; Ж. - Ж. Руссо; Р. Декарт; Б. Спиноза; Д. Юм; К.А. Гельвеций; Э. Шефтсбери; "теория разумного эгоизма"; И. Кант; категорический императив; К. Маркс; А. Шопенгауэр; Ф. Ницше; А. Камю; Ж.П. Сартр; М. Ганди; М.Л. Кинг; "этика ненасилия".

Этические учения древнего мира

Этические учения Древней Индии

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики.

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, "учение о правильной жизни" предписывало ему в социальном плане - тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном - стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным "путем правильной жизни";

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности - раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

брбхман - духовное первоначало мира;

майя - материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой "великую иллюзию";

сансара - "колесо перерождений", понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

карма - в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;

нирвана - угасание чувственности, забвение майи, избавление от с...

Другие файлы:

История экономической этики
Непосредственная связь этики с жизненной практикой в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека. Соотношение общечеловеческ...

Этика
В учебном пособии последовательно рассмотрена история эволюции этики на различных этапах развития общества, приведена типология этики, изложены основн...

Основные категории управленческой этики
Взаимосвязь управленческой этики с другими проблемами экономики и менеджмента. История ее становления и развития. Концептуальное изложение управленчес...

Этика и бизнес
История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества....

История этики
Основные этапы и направления развития этики. Этические учения Древнего Востока. Средневековое христианское учение о нравственности. Социально-этическо...