Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Государственные служащие: нравственные основы деятельности и этикет

Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности как основы нравственной оценки деятельности государственных служащих. Этикет внешнего вида служащего, манер поведения, беседы с посетителями, разговора по служебному телефону.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

РЕФЕРАТ

Государственные служащие: нравственные основы деятельности и этикет

2010 г.

Введение

Управленческая деятельность государственных служащих как субъектов права, реализующих функции и полномочия государственных органов, достаточно четко регламентируется формальным образом посредством нормативно-правовых актов. Однако правовые нормы регулируют лишь важнейшие процедуры и операции этой деятельности. За их рамками остается все многообразие взаимоотношений государственных служащих с государством, обществом, между собой, многочисленные коллизии, возникающие в процессе их деятельности и не поддающиеся правовому регулированию. Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем менее стандартизированным становится процесс решения неповторяющихся, оригинальных задач, тем шире оказывается возможность выбора варианта действия, личного усмотрения. А это уже поле действия социальных норм -- норм нравственности и морали, регулирующая роль которых становится сегодня важным фактором повышения эффективности и авторитета государственной службы.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера. Кардинальная ломка социально-политической системы, экономических отношений, крушение прежних и мучительные поиски новых идеалов создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и в неменьшей степени от уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Проблемы нравственности государственной службы актуализируются в связи и с необходимостью преодоления устойчивого негативного имиджа государственной службы, и с потребностями гармонизации отношений чиновников и граждан, а также взаимодействия государственных служащих внутри своей социально-профессиональной группы.

1. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества

служащий этикет беседа телефонный нравственный

Этика государственной службы как один из видов профессиональной этики См.: Словарь по этике. - М., 1989. С.278. представляет собой кодекс поведения Кодекс -- от лат. codex -- единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений., предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии, ее этоса. Кодекс поведения включает основные принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственною служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, с обществом, «слугой» которого он является, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Этические принципы выступают в качестве императивов и служат обычно основанием для более частных этических норм, предписывающих, какие конкретно поступки человек должен или не должен совершать. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности, верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает важнейшим этическим принципом деятельности государственного служащего.

Наряду с законностью одним из фундаментальных принципов этики государственной службы и важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника является сформулированный еще древними римлянами принцип «справедливость есть основа государственного строя». Реализация этого принципа обнаруживает себя в законном и рациональном использовании властных полномочий, в защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. В этом его смысл как регулятора взаимоотношений государственных служащих как «слуг» общества с гражданами этого общества. Удовлетворение потребности в справедливости -- самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в любой коллизионной ситуации. Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. Как показывают результаты проведенного в ряде регионов России опроса, свыше половины избирателей полагают, что государственная власть несправедлива, и только 5% считают, что она действует в интересах народа.

Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.

Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющиеся в единстве слова и дела. Проведенные исследования показывают, что лишь 20--30% руководителей выполняют данное слово. Только 16-17% опрошенных признают ответственность руководителей, а свыше 70% обвиняют чиновников в беспринципности и безответственности.

Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации. Тогда мы имеем дело с «корпоративной» этикой

Социальная защищенность общества и каждого его члена, доверие к государству, его органам и полномочным представителям в лице государственных служащих могут покоиться только на неукоснительном соблюдении каждым должностным лицом законности и следовании общим этическим принципам и нормам. Преодоление проявлений корпоративной этики лежит в правовой, организационной, кадровой и морально-психологической плоскости решения проблем.

Правовой аспект предусматривает необходимость скорейшего принятия недостающих нормативно-правовых актов, в том числе закона о коррупции, а также выработку организационных механизмов реализации этих актов (например, создание специальной службы налоговых расследований, регламентация процедуры отбора и назначения кандидатов на определенные должности, относящиеся к «зоне повышенного риска» в связи с коррупцией).

Организационный аспект включает централизацию мероприятий по борьбе с коррупцией и взяточничеством, организацию жесткого контроля (внутреннего и внешнего, со стороны государства и общества), определение «зон повышенного риска» нарушений этики государственной службы, обеспечение гласности, публичности ее деятельности, широкой и правдивой информации населения о фактах нарушений этики в государственной службе и реальных мерах по их устранению и предупреждению, придание показательного характера мерам исключения выявленных фактов, гласный отчет каждого чиновника о своих действиях.

Кадровый аспект предупредительных мер предполагает обязательное включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих курса этики государственной службы и этикета деловых отношений. Высокие нравственные качества и безупречная репутация должны стать обязательным условием при замещении государственной должности и продвижении по службе. Коррумпированный служащий не имеет права продолжать выполнение служебных обязанностей. Необходима также выработка конкретных мер наказания за этические проступки, действия, включая меры административного, материального и морального порядка. Необходимы, на наш взгляд, скорейшая разработка этического кодекса государственных служащих, создание в государственных органах общественных комитетов по этике.

Лучшие гарантии против злоупотреблений властью и иных служебно-этических нарушений -- личные достоинства и высокий моральный облик руководителя. Не внешний контроль, а прежде всего внутренняя мотивация должна стать ведущим стимулом в моральном выборе государственного служащего. В этом -- залог восстановления и формирования поло...

Другие файлы:

Государственные служащие. Исполнительная власть
Государственные служащие как субъекты административного права. Понятие, сущность правового института государственная служба. Административно-правовые...

Государственные служащие как субъекты административного права
Государственное управление экономической сферой в Российской Федераци. Государственные служащие как субъекты административного права. Административная...

Культура сервисной деятельности
Культура сервиса-система эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения. Этические основы, деловой этикет и эстетические аспект...

Деловой этикет
Современный деловой этикет как экономическая категория и один из элементов профессиональной стратегии. Сложившиеся нормы нравственности. Этические нор...

Государственные и муниципальные служащие как особая профессиональная группа
Сущность государственной и муниципальной службы России. Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная. Основы...