Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Функциональная организация предстимульного модально-специфического внимания при произвольной преднастройке и серийном научении

Тип: дипломная работа
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Анализ влияния условий предстимульного внимания – произвольной преднастройки и серийного научения – на мозговую организацию процессов подготовки к анализу значимой сенсорной информации. Эффективность распознавания сенсорных сигналов разных модальностей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Влияние организация предстимульного внимания на эффективность обработки значимой информации. Анализ данных психологических и нейрофизиологических исследований
  • 1.1 Экспериментально-психологические исследования предстимульного внимания
  • 1.2 Нейрофизиологические исследования избирательного предстимульного внимания
  • Эмпирическое исследование
    • Глава 2. Методические аспекты исследования
  • 2.1 Предварительный эксперимент. Оптимизация параметров стимулов и уравнивание сложности задач на различение зрительных и слуховых сигналов
  • 2.2 Основной эксперимент
  • Глава 3. Результаты
  • 3.1 Анализ изменений эффективности решения сенсорных задач в ходе серийного научения
  • 3.2 Анализ влияния организации предстимульного периода на эффективность решения сенсорных задач
  • 3.3 Анализ мозговой организации предстимульного модально-специфического внимания при произвольной преднастройке и серийном научении
  • Глава 4. Обсуждение
  • Выводы:
  • Список литературы

Введение

Внимание - это одна из наиболее интенсивно изучаемых в современной психологии и психофизиологии психических функций. Несмотря на это, единого представления о внимания в психологии не существует. Наиболее распространенным можно считать общее определение, согласно которому внимание есть концентрация сознания на определенном реальном или идеальном объекте [James, 1890; Рубинштейн, 1998]. В когнитивной психологии внимание определяется как процесс избирательной концентрации на одном аспекте внешней среды при игнорировании других аспектов, а также как распределение (allocation) энергетических ресурсов, направляемых на обработку информации [Anderson, 2004]. Внимание исследуется на когнитивном, нейросистемном, клеточном, синаптическом и генетическом уровнях [Posner, 2004]. Многогранность и комплексный характер феномена внимания заставляют исследователей использовать различные эпитеты для его описания: «пассивное», «активное», «произвольное», «непроизвольное», «непосредственное», «опосредованное», «избирательное», «бдительное» и др.

Предметом настоящего исследования является предвосхищающее или антиципационное внимание, внимание к стимулам в будущем [Наатанен, 1998]. Один из важнейших вопросов, возникающих при изучении внимания - это вопрос о том, можем ли мы говорить о направленном избирательном внимании еще до того как сенсорные сигналы доступны для восприятия? Исходя из представлений об активном характере психических функций [Выготский, 1960] и их зависимости от внутреннего состояния и целей поведения субъекта, представляется не только оправданным, но и необходимым рассматривать процессы, происходящие в период, предшествующий сенсорной обработке внешней информации как важный этап функционирования механизмов селективного внимания. Согласно концепции П.Я. Гальперина [1958] внимание есть свернутое действие контроля, а контроль при целенаправленном поведении предполагает предвосхищение будущих событий и подготовку к ним.

Существуют, по крайней мере, два варианта условий, при которых субъект может предвидеть появление значимых сигналов: если им предшествует предупреждающий сигнал - подсказка (избирательное направленное внимание), или если определенные события закономерно повторяются во времени (имплицитное предвосхищение в ходе серийного научения). Эти два условия предстимульного внимания могут возникать в разных жизненных ситуациях и по-разному сказываться на процессах обработки информации. Представляло интерес проведение сравнительного экспериментального исследования избирательного направленного внимания, вызванного инструкцией, и имплицитного предвосхищения для получения новых данных о влиянии структуры деятельности и организации информационного пространства на эффективность решения когнитивных задач.

Несмотря на большое количество исследований внимания в психологии и нейронауках вопрос о возможности избирательной подготовки к анализу значимой информации остается дискуссионным. В связи с тем, что предстимульный период является «закрытым» для психологического наблюдения и экспериментального исследования, об избирательном влиянии антиципационного внимания на обработку значимой информации можно судить лишь косвенно по изменению скорости и точности решения когнитивной задачи. Для изучения функциональной организации предстимульного внимания и оценки его избирательности представляется актуальным проведение исследования, сочетающего анализ параметров когнитивной деятельности с психофизиологическими методами неинвазивного изучения мозговой активности в период предшествующий восприятию целевого сигнала.

Методы: В настоявшей работе для изучения функциональной организации антиципационного внимания был использован междисциплинарный подход, предполагающий оценку скорости и точности обработки сенсорной информации и электроэнцефалографический (ЭЭГ) анализ функционального взаимодействия различных зон коры головного мозга в период, предшествующий появлению целевых сенсорных сигналов.

Цель исследования состояла в анализе влияния двух условий антиципационного (предстимульного) внимания - произвольной преднастройки и серийного научения - на мозговую организацию процессов подготовки к анализу значимой сенсорной информации и эффективность распознавания сенсорных сигналов разных модальностей.

Основная гипотеза исследования: произвольная преднастройка и серийное научение оказывают различное влияние на функциональную организацию антиципационного внимания в период подготовки к анализу значимой сенсорной информации и эффективность решения задач на различение зрительных и слуховых сигналов.

Экспериментальная проверка основной гипотезы предполагала решение следующих задач:

1) оценка успешности и скорости распознавания зрительных и слуховых сигналов в условиях направленного произвольного внимания, задаваемого предварительной инструкцией, и в условиях имплицитного предвосхищения периодически повторяющейся последовательности сенсорных задач;

2) электрофизиологический анализ функционального взаимодействия различных зон коры головного мозга в период подготовки к решению сенсорных задач в условиях направленного произвольного внимания, задаваемого предварительной инструкцией, и в условиях имплицитного предвосхищения периодически повторяющейся последовательности сенсорных задач

3) Сопоставление параметров эффективности когнитивной деятельности с электрофизиологическими параметрами функциональной организации мозга в разных условиях предстимульного модально-специфического внимания.

Таким образом, объектом исследования являются параметры деятельности, отражающие эффективность различения слуховых и зрительных сигналов и параметры суммарной электрической активности мозга - электроэнцефалограммы (ЭЭГ), зарегистрированной в период, предшествующий появлению целевых сенсорных стимулов у взрослых испытуемых.

Практическое применение результатов исследования предстимульного внимания может быть разнообразным. Поскольку основной функцией внимания с точки зрения современной психологии и нейронаук является контроль и организации поведения, можно говорить о его ключевой роли в реализации любой деятельности [Posner, 1995; Coull, 1998; Дормашев, Романов, 2002]. Это определяет возможность применения результатов исследования функциональной организации внимания в различных прикладных областях. В области образования такое исследование может способствовать оптимизации способов подачи учебного материала для его наиболее эффективного усвоения учащимися, а сравнение эффективности различных способов организации внимания может быть полезно для индустрии рекламы.

Глава 1. Влияние организация предстимульного внимания на эффективность обработки значимой информации. Анализ данных психологических и нейрофизиологических исследований

Прежде чем перейти к анализу экспериментальных исследований предстимульного внимания рассмотрим вопрос о правомерности использования самого термина. Как писал Wittgenstein [1953], многие концепции не могут дать формального определения вниманию, и сравнивал этот термин с термином «игра», говоря о том, что мы можем назвать игрой множество разных вещей, исходя из каких-то общих признаков. Аналогично и многие феномены в экспериментальной психологии и нейронауке рассматриваются как проявления внимания. Несмотря на отсутствие единой концепции внимания, существуют некоторые общие моменты в понимании внимания большинством современных ученых, которые сходятся во мнение о том, что внимание есть концентрация сознания на определенном реальном или идеальном объекте [James, 1890; Рубинштейн, 1998]. Благодаря интенсивным исследованиям механизмов внимания в нейрокогнитивных науках, широкое распространение получило представление о внимании как самостоятельном психическом процессе, реализуемом специализированными мозговыми системами, основными функциями которого являются контроль и организация поведения [Coull, 1998; Мачинская, 2003, обзор; Posner, Fan, 2008].

Стоит отметить, что одним из переломных моментов в истории изучения внимания можно назвать переход от исключительно пассивной модели понимания феномена, внимания в качестве «бутылочного горлышка» к активно-деятельностному пониманию. Внимание перестало рассматриваться исследователями исключительно как некоторый ограничитель восприятия, а стало частью деятельности, способностью мобилизировать внутренние физиологические и психологич...

Другие файлы:

Формирование произвольной памяти младших школьников
Изучение памяти в зарубежной и отечественной психологии. Особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения по р...

Нейропсихологический подход к проблеме школьной неуспеваемости
Кинетический фактор. Модально-специфические факторы. Кинестетический фактор. Пространственный. Фактор произвольной регуляции психической деятельности....

Регуляция лобных долей мозга
Представление о функциях лобных долей мозга. Структурно-функциональная организация мозга, произвольный контроль за высшими психическими функциями. Про...

Відтворення віддієслівних прикметників німецької мови з латентною модально-пасивною предикацією в українській мові
Інваріантні ознаки пасиву та механізм дериваційного процесу. Системні, семантичні, словотвірні та функціональні особливості віддієслівних прикметників...

Функциональная и структурная организация компьютера
Структурная, функциональная организация персонального компьютера. Оперативная и постоянная память. Внешние устройства: носители информации, диск, клав...