Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных северных территорий на примере Туруханской МЦРБ

Тип: дипломная работа
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Принципы лекарственного обеспечения. Система лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения России. Лекарства для льготных категорий населения. Краткая характеристика района, анализ опроса населения о качестве обеспечения районной больницы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа

Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных северных территорий на примере Туруханской МЦРБ

ВВЕДЕНИЕ

Сфера производства и обращения лекарственных средств может рассматриваться как один из элементов, обеспечивающих национальную безопасность России. Качество лечебно-профилактической помощи населению во многом определяется состоянием обеспеченности лекарственными средствами. В то же время лекарственное обеспечение является одной из самых сложных и трудно решаемых проблем в выполнении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению.

Действующая в России система лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения сформировалась в 30-е годы и до настоящего времени не претерпела принципиальных изменений. До середины 80-х годов снабжение ЛПУ лекарственными средствами осуществлялось через больничные бюджетные производственные аптеки или через прикрепленные хозрасчетные аптеки. В 80-х годах больничные бюджетные аптеки были за крыты и вместо них созданы межбольничные и больничные хозрасчетные аптеки. Начавшийся в 90-х годах переход к рыночной экономике показал ошибочность проведенной реорганизации, так как лекарственное обеспечение стационара из аптеки, являющейся самостоятельным юридическим лицом, резко увеличивает затраты учреждения здравоохранения за счет высоких торговых наценок на готовые лекарственные средства и тарифов на лекарства аптечного приготовления. Это заставило главных врачей вновь открыть в больницах аптеки на правах отделений стационара и передать работу по снабжению ЛПУ медикаментами специалистам-провизорам. В настоящее врем в учреждениях здравоохранения наиболее распространено сочетание поставок лекарственных средств через вновь созданную лицензированную больничную аптеку, являющуюся структурным подразделением ЛПУ, с получением лекарств аптечного приготовления из прикрепленной аптеки.

На сегодняшний день состояние лекарственного обеспечения в Российской Федерации отражает проблемы, стоящие перед экономикой страны, ее социальной сферой в период формирования рыночных отношений. Это связано с рядом причин: разрушением системы управления сетью фармацевтической службы страны; отсутствием координации со стороны государства работы фармацевтических производств; непродуманными решениям при либерализации цен и ценообразовании на лекарства, крайне низким уровнем финансирования всей системы здравоохранения и лекарственного обеспечения в частности (Медик В.А., Дмитриева А.Т., Егорова С.В. и др., 1999; Лисицын Ю.П., 2002; Медик В.А., Юрьев В.К., 2003 и т.д.).

Что касается отдаленных северных территория нашей страны, то все перечисленные проблемы актуальны для них в полной мере, кроме того, кризисное положение с лекарственным обеспечением в них усугубляется в связи с их удаленностью от Центра и длительной сезонной изоляцией.

Цель исследования: Изучение организации лекарственного обеспечения населения на примере лекарственного обеспечения Туруханской МЦРБ.

Задачи исследования:

Изучить систему организации лекарственного обеспечения населения Красноярского края.

Проанализировать состояние здоровья населения Туруханского района.

Изучить существующую организацию лекарственного обеспечения Туруханской МЦРБ.

Разработать предложения по улучшению лекарственного обеспечения населения Туруханского района.

Гипотеза исследования:

Лекарственное обеспечение населения России, будучи важным элементом системы здравоохранения, испытывает на сегодняшний день ряд трудностей, которые особенно остро ощущаются при организации лекарственного обеспечения отдаленных северных территорий. Лекарственное обеспечение центральной районной больницы в условиях Севера может быть оптимизировано путем принятия руководством учреждения ряда организационных мер.

Настоящее исследование было проведено в первой половине 2006 г. на базе МЦРБ Туруханского района Красноярского края. Основным методами исследования явились анализ учетно-отчетной документации учреждения, а также анкетирование жителей района с целью выявления их мнения о различных аспектах лекарственного обеспечения региона.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Лекарственное обеспечение: основные принципы и понятия

Как уже было отмечено, демонополизация экономики, децентрализация снабжения медицинской продукцией, либерализация цен, постоянное уменьшение государственного финансирования здравоохранения, активный выход на рынок лекарств новых коммерческих структур, имеющих зачастую, недостаточный профессиональный уровень составляют неполный перечень причин, характеризующих сегодняшнее нестабильное положение с лекарственным обеспечением в Российской Федерации и ее регионах.

Сфера обращения лекарственных средств включает многочисленные этапы их продвижения -- от разработчиков до потребителей. С целью создания правовой основы деятельности субъектов обращения лекарственных средств, распределения их полномочий в 1998 г. был принят Федеральный закон "О лекарственных средствах". Помимо этого закона лекарственное обеспечение населения регулируется "Основами законодательства об охране здоровья граждан", Федеральными законами "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности" и многими другими нормативными актами, как федерального, так и местного уровня.

Прежде чем рассматривать всю систему обеспечения населения лекарственными средствами, следует остановиться на некоторых понятиях и терминах. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано и разрешено к медицинскому применению 10 524 лекарственных средства. Под лекарственными средствами (ЛС) понимают вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. Кроме того, к лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. От понятия "лекарственные средства" следует отличать понятие "лекарственные препараты". Лекарственные препараты -- это дозированные лекарственные средства, готовые к применению.

Деятельность, включающая разработку, исследование, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, называется обращением лекарственных средств. Кроме того, к обращению относится уничтожение пришедших в негодность лекарственных средств и средств с истекшим сроком годности.

Существует целая система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, который осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ органами исполнительной власти. На федеральном уровне проблемами оборота лекарственных средств, кроме Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники МЗиСР РФ, занимаются Управление организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями МЗиСР РФ, Научный центр экспертизы и государственного контроля лекарственных средств, а также общественный экспертный орган МЗ РФ -- Формулярный комитет. На региональном уровне -- Центры сертификации и контроля качества лекарственных средств. Кроме того, в этой деятельности участвуют различные научно-исследовательские учреждения (институты, лаборатории и т. д.), экспертные советы по обращению лекарственных средств при Правительстве РФ, этические советы при учреждениях здравоохранения, подразделения информационного обеспечения.

Эти государственные организации и федеральные органы управления осуществляют экспертизу качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и их государственную регистрацию, надзор за фармацевтической деятельностью, составляют государственный реестр лекарственных средств, перечень лекарств, отпускаемых без рецепта врача, разрабатывают и утверждают государственные стандарты качества лекарственных средств, правила организации их производства, изготовления и контроля качества, оптовой торговли, правила лабораторной практики и выполняют ряд других функций. Ряд своих полномочий они могут делегировать государственным организациям и органам управления субъектов РФ.

Реализация лекарственных средств на фармацевтическом рынке осуществляется путем оптовой и розничной торговли. В настоящее время в стране действует около 7 тыс. предприятий оптовой и 66 тыс. розничной торговли. Предприятия-изготовители сами могут продавать свою продукцию, но фактически почти 90% всего объема реализации лекарственны) средств приходится на оптовые организации негосударственной формы собственности. Число оптовых поставщиков по регионам России значительно разнится. Есть регионы, где их всего 10-15, в то время как в других регионах их в десятки раз больше (в Москве - 563). Особенностью российского оптового звена является преобладание (90-95%) в его структуре небольших фирм, которые обычно работают с небольшим числом наиболее "ходовых" медикаментов. Оптовая торговля лекарственными средствами может осуществляться только при наличии соответствующей ли...

Другие файлы:

Социально-экономическое развитие северных территорий России в современных условиях на примере ЯНАО
Исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к рай...

Лекарственное обеспечение населения на основе выделения однотипных территорий Республики Казахстан
Проблемы лекарственного обеспечения лиц пожилого и старческого возраста. Выделение однотипных территорий Казахстана по медико-демографическим признака...

Особенности регионального фармацевтического рынка
Проблемы модернизации фармацевтического сектора здравоохранения на региональном уровне. Особенности системы лекарственного обеспечения в регионах Росс...

Реализация государственной политики в сфере лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения
Правила лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования. Практика и проблемы реализации государственной политики в сфере л...

Проблемы организации обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий граждан и пути их решения (на примере городского округа Балашиха Московской области)
Организационно-правовые основы социальной политики в области льготного лекарственного обеспечения в Российской федерации. Проблема информационно-анали...