Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Особенности кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста с ДЦП средней тяжести

Тип: курсовая работа
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП). Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у здоровых детей и детей с ДЦП. Физическое развитие у мальчиков и девочек 14 лет ОГОУ школы-интерната VI вида № 1 "Улыбка" г. Ульяновск.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы
  • 1.1 Понятие о детском церебральном параличе
  • 1.2 Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у детей с ДЦП
  • 1.3 Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма у здоровых детей
  • Глава 2. Объект и методы исследования
  • 2.1 Организация исследования
  • 2.2 Методики исследования
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
  • 3.1 Физическое развитие у мальчиков и девочек 14 лет ОГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида №1 "Улыбка" г. Ульяновска
  • Заключение
  • Выводы:
  • Список использованных источников

Введение

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер. Сохраняется рост заболеваемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается число абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25%, а по данным некоторых авторов 4% (Макаров A. A., Знаменская Е.И., 1980). Во всех возрастных группах детей чаще всего это нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего.

В настоящее время отмечается дальнейший рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП) (Вейн A.M., Соловьева А.Д., Колосова O.A., 1980). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями. Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры (Макаров A. A., Знаменская Е.И. 1980).

Нарушения моторных функций предполагают изменения со стороны висцеральных систем, состояние которых зависит от физической активности детей с ограниченными возможностями. В этой связи несомненный интерес представляет исследование особенностей функциональных систем организма детей с ДЦП, определяющих уровень общей физической работоспособности, что является одной из актуальных задач возрастной физиологии и медицины. При этом актуальной прикладной задачей является профилактика нарушений внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, определяющих функциональные возможности организма.

Цель работы: Изучить особенности кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста с ДЦП средней тяжести.

Задачи исследования:

1. Исследовать показатели антропометрии мальчиков и девочек 14 лет с ДЦП средней степени тяжести.

2. Изучить особенности кардиореспираторной системы у мальчиков 14 лет с ДЦП средней тяжести.

3. Изучить особенности кардиореспираторной системы у девочек 14 лет с ДЦП средней тяжести.

детский церебральный паралич школьный

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Понятие о детском церебральном параличе

В настоящее время причиной детской инвалидности, считается детский церебральный паралич (ДЦП). Число детей с диагнозом ДЦП, церебральная энцефалопатия неуклонно возрастает. По данным разных авторов, частота заболеваний составляет от 1,8 до 9 % на 1000 детского населения (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

ДЦП - патология, связанная с нарушением прохождения фаз онтогенетического развития (Евсеев С.П., Зеленцова Т.И., 2002). Стартовым моментом нарушения онтогенетического развития и общим знаменателем действия различных факторов риска развития ДЦП, является неспособность проявления в ранний постнатальный период антигравитационной локомоторной активности (Булекбаева Ш.А., 2002).

Уильям Джон Литтль, британский хирург-ортопед в 1862 году первым установил причинную связь между осложнениями во время родов и нарушением умственного и физического развития детей после рождения. Свои выводы им были изложены в статье "О влиянии патологических и трудных родов, недоношенности и асфиксии новорождённых на умственное и физическое состояние детей, в особенности относительно деформаций". Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив, что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода. Фрейд обратил внимание, что многие дети, которые пострадали от гипоксии продолжали нормально развиваться без появления ДЦП. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин "детский церебральный паралич" ("infantiler zerebrallaehmung"), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связанны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. На практике выводы Фрейда подтвердились в 1980-х. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. Классификация ДЦП по Фрейду:

1) гемиплегия,

2) церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич): генерализованная ригидность (болезнь Литтла), параплегическая ригидность, двусторонняя гемиплегия, генерализованная хорея и двойной атетоз. На основании этой классификации были составлены все последующие. "Параплегическая ригидность" сейчас к ДЦП не относится. ДЦП представляет собой объединение групп различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждений на различных этапах онтогенеза, ведущим к неспособности сохранения нормальной позы и выполнения произвольных движений (Дмитриев В.С., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В., 1993)

Основными нарушениями при ДЦП являются множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и другие, вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС (Булекбаева Ш.А., 2002). Снижение объема и интенсивности двигательной деятельности детей с последствиями церебрального паралича приводит к снижению всех проявлений жизнедеятельности, неэкономичности функционирования различных систем организма, и прежде всего сердечно - сосудистой системы.

В последние годы в целях повышения эффективности процесса реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата все большее значение придают использованию систематических занятий физической культурой в системе реабилитационных мероприятий, привлечению инвалидов к активной спортивной деятельности, что заметно расширяет сферы инвалидов в общественной жизни (Булекбаева Ш.А., 2002).

В связи с этим особый интерес представляет изучение у детей и подростков с ограниченной двигательной активностью адаптационно-приспособительных возможностей ССС, которую рассматривают в качестве индикатора адаптационной деятельности организма.

В работах по изучению гемодинамики у детей с последствиями ДЦП приводятся данные о состоянии системы кровообращения лишь в покое, что не отражает возможностей сердца в условиях двигательной деятельности. (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Хаматова P. M. 2003).

Малоизученными являются также вопросы, освещающие особенности физического развития указанного контингента детей. Кроме того, остаются неисследованными особенности процессов полового созревания подростков с церебральным параличом.

Знание морфологических особенностей физического развития, возрастной динамики основных антропометрических показателей, оценка особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной нагрузке у детей с последствиями церебрального паралича необходимы для выработки адекватных программ физической реабилитации, определения объема, интенсивности и характера нагрузок, для оценки эффективности реабилитационных мероприятий (Булекбаева Ш.А. 2002).

В настоящие время ясно, что термин "церебральные параличи" не отражает многообразия и сущности, имеющихся при этом заболеваний неврологических нарушений, однако, его широко используют в мировой литературе, поскольку другого понятия до настоящего времени не предложено. Объединение детских церебральных параличей в нозологическую группу позволяет планировать организационные мероприятия, направленные на их раннюю диагностику, лечение и профилактику.

Подразделяют церебральные параличи на следующие формы (Вейн A.M., Соловьева А.Д., Колосова O.A. 1980):

1. Диплегия спастическая.

2. Тетраплегия (тетрапарез):

2.1 Спастическая.

2.2 Атетоидная, в эту группу авторы относят и смешанные формы: спастичность с атетозом или хореоатетозом, спастичность с атаксией, атетоз с атаксией.

2.3 Дистоническая (по мере развития ребенка мышечная дистония в сочетании с атетозом или хореоатетоз...

Другие файлы:

Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста. Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной...

Реабилитация детей среднего школьного возраста при нарушении осанки с помощью ЛФК на санаторно-курортном этапе
Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением...

Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста
Особенности учащихся среднего школьного возраста. Биологические ритмы и работоспособность. Цель, задачи, методы и организация исследования. Нарушение...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Особенности психодиагностики детей школьного возраста. Развитие мотивации до...

Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики
Понятия о силовых способностях, факторы, определяющие их уровень. Собственно-силовые и скоростно-силовые способности. Возрастные особенности развития...