Критерии качества в сестринском деле
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Проблема системного подхода в описании качественного содержания медицинской помощи, удовлетворяющей запросам, ожиданиям и нуждам потребителей, в терминах и показателях, понятных последним, не имеет рационального решения. Это обусловлено тем, что медицинская деятельность не может быть сведена к традиционному производству и, соответственно, обычные критерии качества товаров, работ и услуг не применимы в полной мере к здравоохранению.
До недавнего времени приоритет в вопросах повышения качества медицинской помощи отдавался только врачебным службам, как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным.
Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только придаточной к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень сестринского участия в системе оказания медицинской помощи, которая во многом определяет качества медицинской помощи в целом.
Предоставление сестринским службам определенной степени самостоятельности дает возможность руководителям сестринских служб вырабатывать собственные стратегические направления в системе обеспечения качества сестринской помощи [20].
Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом - партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в рамках единой лечебной бригады[20].
Роль и функции сестринского дела в обществе требуют, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за непосредственное предоставление сестринской помощи и располагала бы требуемыми полномочиями для этого.
Целью программ улучшения качества сестринской помощи является развитие профессионального сестринского дела посредством тщательного изучения вопросов эффективности и продуктивности, достижения согласия в системе взглядов, ценностей, выявления критериев и стандартов в сестринской деятельности[14].
Улучшение качества и повышение эффективности сестринской помощи, дальнейшее ее развитие возможно только через критический пересмотр реального положения вещей, то есть анализа современного состояния сестринского дела на всех этапах и звеньях.
В связи с актуальностью проблемы цель работы - обосновать критерии качества в сестринском деле.
Цель исследования реализуется путем решения следующих задач:
1. Анализ литературных данных о качестве в сестринском деле в Российской федерации и пути совершенствования качества сестринского дела.
2. Анализ общественного мнения о качестве сестринской медицинской помощи по данным отечественной литературы.
3.Комплексный анализ деятельности ГАУЗ "Детской городской больницы с перинатальным центром" города Нижнекамска.
4. Научное обоснование критериев качества сестринской медицинской помощи медицинской организации на примере ГАУЗ "Детской городской больницы с перинатальным центром" города Нижнекамска.
Курсовая работа изложена на 81 страницах машинописного текста, иллюстрирована 9 таблицами.
Работа состоит из введения и трех глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и 10 приложений.
Список литературы содержит 24 источника.
1. Современные подходы к оценке качества сестринской помощи на основе литературных источников
1.1 Причины необходимости повышения качества сестринской помощи
Качество жизни населения в целом и каждого человека в частности в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и содержания доступной медицинской помощи. Результаты анализа демографической ситуации в стране и показателей здоровья населения конца 1990-х - начала 2000-х годов послужили отправной точкой при разработке Национального проекта "Здоровье", в котором повышение качества медицинской помощи провозглашается приоритетным направлением модернизации здравоохранения. Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала[15].
Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых позволяет оказывать высококачественные сестринские услуги.
Прежде чем приступать к решению проблем качества сестринской помощи, необходимо ознакомиться с сутью понятия "качество". Трактовка понятия "качество" встречается во всех философских течениях. Аристотель в III веке до нашей эры определял качество как дифференциацию между предметами по признаку "хороший - плохой". В китайской версии качество, состоит из двух элементов: равновесия и денег. Понятие "качество" тождественно понятию "высококлассный", "дорогой". С течением времени в структуре понятия "качество" совершенно явственно выделяются два аспекта: объективный и субъективный. Это явление получило отражение в определениях качества, дошедших до наших дней[14].
В 1931 г. У.Э. Шухарт дает свое определение: качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону: насколько вещь хороша. Дж. М. Джуран (1979) описывает качество, с одной стороны, как свойство, соответствующее назначению предмета, с другой стороны, как степень удовлетворения потребителя данным предметом[15].
Согласно Международному стандарту ИСО 8402-86, качество - это совокупность свойств и характеристик продукта (услуги), которые придают ему способность удовлетворять существующие или предполагаемые потребности.
В формулировке А. Донабедиана: "Качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, - это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья" [14].
Определение Всемирной организации здравоохранения: "Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными" [15].
Определение, разработанное Центральным Научно-исследовательским институтоморганизации информатизации здравоохранения Минздрава Российской Федерации: "Качество медицинской помощи это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии".
Все варианты определений "качества медицинской помощи"имеют значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования сестринской практики, так как формулируют основные характеристики качества. С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской помощи - такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, результатом и процессом ее оказания. С точки зрения учреждения здравоохранения, качество сестринской помощи - выполнение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность. Таким образом, структура понятия "качество" включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества - характеристики, внутренне присущие услуге. Внешняя составляющая качества - соответствие потребности и восприятия услуги. Разные авторы предлагают различное число характеристик. Порой, различаясь по названию, они, по сути, отражают одни и те же свойства[15].
Доступность. Для понимания значимости сестринского ухода в процессе повышения эффективности медицинской помощи легче оперировать следующими характеристиками качества сестринской помощи.
Профессиональная компетенция. Подразумевает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе протоколов и стандартов сестринской деятельности, алгоритмов выполнения манипуляций. А также наличие профессионально значимых личностных качеств: честности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения руководить и подчиняться в зависимости от ситуации. При этом в повседневной работе медицинской сестры заложено противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить индивидуальный подход к пациенту, с другой - во избежание ошибок и осложнений строго придерживаться стандартизированных принципов и правил.
Доступность сестринской помощи. Означает обеспечение возможности получения сестринской помощи независимо от географических, экономических, социальных, культурных, религиозных, организационных или языковых барьеров.
Результативность сестринского вмешательства складывается из целого ряда факторов:
· эффективность планирования рабочего времени,
· использование технологий сестринского ухода,
· взаимодействие в процессе ухода с пациентами и их родственниками,
· контроль динамики проблем пациента,
...
Основы финансового менеджмента, учета в сестринском деле кардиологического отделения
Понятие рынка медицинских услуг. Финансовый менеджмент как система и механизм управления финансами. Учет в сестринском деле кардиологического отделени...
Assessment Made Incredibly Easy!
Если Вы новичок в сестринском деле, то эта книга - для вас!...
Расчет автоматических систем с типовыми алгоритмами управления
В брошюре рассматривается основные характеристики систем автоматических Расчетов и структурная схема и характеристики одноконтурной САР,также типовые...
Эндоскопия в сестринском деле
Понятие эндоскопической хирургии. Функциональные обязанности и планирование рабочего времени операционной медицинской сестры. Анализ деятельности опер...
Обучение в сестринском деле
Анализ познавательной, эмоциональной и социально-психологической сфер обучения. Виды учения и способы обучения. Этапы процесса обучения. Оценка потреб...