Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии

Тип: курсовая работа
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Значение медицинской сестры в организации геронтологического ухода. Основные принципы педагогики. Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения, используемых в преподавании дисциплины "Сестринское дело в гериатрии".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

3

Размещено на

Курсовая работа

Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

Глава 1. Изучение литературных источников

1.1 Роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода

1.2 Основные принципы педагогики

Глава 2. Проведение педагогического эксперимента

2.1 Подготовка педагогического эксперимента

2.2 Проведение педагогического эксперимента

2.3 Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента

Заключение

Предложения

Библиографический список

Приложения

1. ВВЕДЕНИЕ

обучение сестринское дело уход

Процесс постарения населения, связанный с успехами медицинских и социальных наук, неуклонно наращивает темпы в большинстве стран Европы, в том числе в России. Население страны на 01.09.2006г., по данным Росстата (2006), составляет 142,3 млн. человек, в том числе трудоспособное население - 62,4%, дети от 0-15 лет - 17,3%, лица старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) - 20,3%.

В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни населения России составила 65,3 года: мужчин - 58,9 года, женщин - 72,4 года. Такого разрыва в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин нет ни в одной стране мира.

В мире по продолжительности жизни мужчин Россия занимает 136-е место, а женщин - 91-е место из всех 192 стран-членов ООН. По ожидаемой продолжительности жизни Россия отстает от Японии на 16,4 года, от США - на 12 лет, от Китая - на 5,7 года, от «старых» стран Евросоюза - на 14 лет (15 стран, входивших в Евросоюз после мая 2004г.).

Низкая продолжительность жизни связана с высоким уровнем ранней смертности мужчин в России.

Демографическое старение в Российской Федерации (РФ) будет нарастать. По прогнозам к 2025 году ожидается увеличение численности пожилых людей до 1 млрд. 100 тыс. Уже сейчас во многих регионах люди в возрасте старше 60 лет составляют более 25% населения, а в России число людей в возрасте старше 65 лет составляет 14%. Возрастает абсолютное и относительное количество тех, кто перешагнул рубеж старческого возраста (свыше 75 лет) и долгожителей (90 и более лет) (Турчина Ж.Е., Мягкова Е.Г., 2006). Поэтому вполне закономерен интерес медицинских работников, всего населения к проблемам геронтологии - науки о старении - и гериатрии, или клинической геронтологии, - той составной части геронтологии, которая касается медицинских аспектов стареющего организма. Сегодня создана и продолжает совершенствоваться целая система организации медицинской и социальной помощи пожилым и престарелым людям, издаются руководства по геронтологии и гериатрии, написано значительное число монографий, статей, учебно-методических пособий. Во многих медицинских вузах России организована последипломная подготовка врачей и медицинских сестер по вопросам геронтологии и гериатрии.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Изменение демографической обстановки во всем мире за счет глобального постарения населения послужило основанием для появления науки «геронтология». Поскольку ведущая роль в медицинском обслуживании пожилых и старых людей принадлежит медицинским сестрам, в связи с этим возникает потребность в новых качествах медицинских работников, без которых невозможна эффективная помощь людям старших возрастных групп. Медицинский работник должен знать физиологию стареющего организма, особенности течения патологических процессов, особенности реакций на лекарственные препараты, психологию пожилого и старого человека, особенности образа жизни.

Цель исследования - изучение различных форм и методов обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии.

Задачи:

1. Обозначить роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода.

2. Рассмотреть основные принципы педагогики.

3. Сравнить традиционные и нетрадиционные методы обучения, используемые в преподавании дисциплины «Сестринское дело в гериатрии».

Объект исследования:

- преподаватели и студенты Мурманского медицинского колледжа различных возрастных групп.

Предмет исследования:

- использование различных методов и форм обучения в преподавании дисциплины «Сестринское дело в гериатрии».

Методы исследования:

- анкетирование;

- статистический;

- аналитический;

- экспериментальный.

База: Мурманский медицинский колледж.

педагогика сестринское дело уход

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1 Роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода

Среди населения старше трудоспособного возраста эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют особо выделить категорию пожилых людей повышенного риска. К ним относят наиболее уязвимые группы лиц пожилого и старческого возраста, имеющие высокий риск ухудшения здоровья, социального и экономического положения:

· возраст 80, 90 лет и старше;

· живущие одиноко (семья из одного человека), в том числе вдовы;

· страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками;

· пары, живущие изолированно, в том числе бездетные;

· вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие.

Естественно, что престарелые группы повышенного риска особо нуждаются в постоянном наблюдении и всесторонней квалифицированной помощи со стороны различных служб, включая медицинские, социальные, психологические, коммунальные и др.

С возрастом у пациентов увеличивается потребность в посещении медицинскими и социальными работниками на дому в связи с ухудшением функционального состояния и снижением способности к самообслуживанию. Примерно у 15% лиц в возрасте 65-74 года отмечается явное ограничение подвижности, а для пациентов 75 лет и старше эта цифра составляет около 30% (Росстат, 2006). Потребность населения пенсионного возраста в госпитализации и продолжительность их пребывания в стационаре существенно больше в сравнении с другими группами населения. Так, по данным Э.М. Матвеева и А.Н. Злобина (2005), в периодическом долговременном стационарном лечении нуждаются около 10,4-12,7% лиц пенсионного возраста. Постоянное пребывание в учреждениях стационарного типа по медико-социальном показаниям требуется 2,4% пенсионеров.

Статья 26 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья гарантирует права граждан пожилого возраста в области охраны здоровья. В ней отмечается право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях социальной защиты населения. Медико-социальная помощь лицам пожилого и старческого возраста направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Естественно, что для реализации таких гарантий государству требуется четко организованная и хорошо налаженная система медицинских и социальных служб, а также значительное число подготовленных специалистов, способных предоставить лицам пожилого и старческого возраста рациональную, экономически эффективную всестороннюю квалифицированную помощь (Турчина Ж.Е., Мягкова Е.Г, 2006).

Важная роль в организации такой помощи отводится сестринскому персоналу. Их участие в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и, что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволит обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам.

Вопрос организации геронтологического ухода помощи тесно связан с подготовкой кадров, повышением знаний и квалификации в области геронтологии и гериатрии, с внедрением этих разделов по каждой специальности в программы преподавания медицинских ВУЗов (Ревуцкая З.Г., 1969). Учитывая большое значение подготовки в области геронтологии и гериатрии для врачей всех специальностей и среднего персонала, приказ министра здравоохранения СССР №347 от 19.04.1977 г. «О мероприятиях по организации медицинского обеспечения лиц старших возрастов» предусматривал проведение системы мероприятий по повышению знаний и специализацию медицинских работников в этой области (Ревуцкая З.Г, Петриченко А.Е., 1978). С 1978г. планировалась организация курсовой подготовки преподавателей клинических кафедр медицинских вузов по вопросам геронтологии и гериатрии, включение в программы преподавания студентам медицинских институтов и медицинских училищ циклов основ геронтологии и гериатрии. Предусматривалось расширение подготовки специалистов через систему усовершенствования и специализации врачей. По мнению авторов, поскольку ведущая роль в медицинском обслуживании пожилых людей принадлежит терапевтам, вопрос улучшения качества помощи связан с повышением квалификации терапевтов в области геронтологии и гериатрии. Вместе с тем, в программе высшего медицинского образования практически полностью отсутствуют гериатрические аспекты.

В 70-х годах определенную работу по повышению кв...

Другие файлы:

Теоретические основы сестринского дела
Основоположница современного сестринского дела. Наши соотечественники в истории сестринского дела. Понятие о сестринском процессе. Сестринский процесс...

Философия сестринского дела
Необходимость институциональных преобразований с целью приведения сестринского дела в соответствие с европейскими стандартами. Этический кодекс медици...

Интерактивные методы в преподавании права в школе
Понятие интерактивных методов обучения, их использование в учебном процессе. Повышение эффективности уроков с помощью интерактивных методов обучения п...

Пересмотр дифференцированной нагрузки на сестринский персонал
Доктрина развития сестринского дела в Российской Федерации. Модернизация сестринского дела. Увеличение дифференцированной нагрузки сестринского персон...

Пути реформирования сестринского дела. Роль менеджера
Основные направления реформы сестринского дела в России; роль медсестры-менеджера в этом процессе. Содержание Региональной целевой программы "Развитие...