Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Знаменитые врачи античности

Тип: реферат
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Народная медицина на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории. Естественно-научные и медицинские взгляды Аристотеля. Вклад в развитие анатомии Эразистрата, Герофила. Лекарственная технология Галена. Влияние личности и трудов Гиппократа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Иркутский Государственный Медицинский Университет»

(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)

Кафедра иностранных языков с курсом латинского языка и русского как иностранного

«Знаменитые врачи античности»

Работу выполнила

студентка 103 группы

стоматологического факультета

Меджидова Д.Ш.

Работу проверила

Падерина Т.С

Иркутск 2012 г.

Введение

Профессия врача в любом обществе на особом счету. Врач -- это не профессия, а образ жизни. Великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире -- от людей и только три -- от богов. Судья, педагог и врач, по определению мудреца, получают свой дар свыше. Одной из самых уважаемых и почетных всегда считали профессию врача. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют как героя, вручают награду, о нем пишут в газетах. Для доктора же спасение людей является ежедневной тяжелой работой.

Медицина Древней Греции

Медицина Древней Греции (с III-II тыс. до н.э.) начинается с крито-микенского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.

Гораздо более полные сведения были получены в XII - IХ вв. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, слепоте поэта, воспевшего, в частности, осаду греками г. Трои (начало XII в. до н.э.). Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания (рис. 1). Асклепия обычно изображают в виде старца с посохом, обвитым змеей, и чашей - символом мудрости, которые известны из истории медицины восточных государств (рис. 2). У Асклепия все дети -- врачи, его ученики. Гигиея (отсюда название целой отрасли медицины -- гигиены) - богиня здоровья (рис. 3); Панакея или Панацея - богиня лечения (рис.4), мы бы сказали, терапевтического, от всех болезней (ставшего нарицательным - «Панацея»); Махаон и Полидарий, занимавшиеся в основном хирургией, прославились как военные врачи. Их работу высоко ценили, Гомер, к примеру, писал: «Стоит многих воителей славных один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством». По древнегреческим мифам врачеванию самого бога сплина Аполлона - врача богов, оотца Асклепия и его самого обучал кентавр Хирон. И «Илиаде» Гомер так описал эпизод хирургического лечения царя Менелая Махаоном: «Язвину врач осмотрел. нанесенную горькой стрелой, выгнал кровь и. искусный, ее врачествами (лекарствами - Ю.Л) осыпал, силу которых его Хирон открыл дружелюбный».

Рис. 1. Асклепий

Рис. 2. Античная мраморная плита

Рис. 3. Гигиея. Античная скульптура, с изображением Асклепия и Гигиеи найденная в Остии.

Рис. 4. Панацея

От имени Асклепия произошли названия лечебниц при храмах -- Асклепионы, в которых жрецы лечили папистов, прибегая к внушениям лаже гипнотическим воздействиям, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипнотический сон, подчас и используя лечебные травы и другие средства. Кроме этих религиозных учреждений, врачи-ремесленники, ученики семейных врачебных школ, нее более становящиеся светскими медиками, избавляющиеся от влияния религиозных предписаний, обрядов, организовывали ДЛЯ приема больных своего рода амбулаторные учреждения - атрейи, которые декорировались, если позволяли средства, произведениями искусств. В атрейях хранились и хирургические, и другие инструменты. Врачей-жрецов, принимающих больных в асклепионах, называли асклепиадами. Пациенты в знак благодарности и признательности за лечение приносили в асклепионы слепки больных органов или частей тела из гипса, мрамора и подчас, как гонорар. из серебра и золота (рис. 5). Сегодня по ним можно судить о характере анатомических знании того времени. Интересно, что своего рода истории болезни записывались прямо на колоннах храмов, где развешивали и слепки больных органов.

Рис.5. Благодарственное приношение богам (из терракот), изображающее легкое и дыхательное горло. Древняя Греция

В большей степени, чем религия, на медицину оказала влияние натурфилософия, как общее естественное научное и философское знание того периода, правда, находящееся еще в младенческом возрасте.

Ф. Энгельс писал, что в Греции «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте». природа рассматривается как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях, обстоятельствах -- она просто выступает как результат созерцания. Он отмечал, что недостаток греческой философии - в отсутствии расчленения, анализа, но это рассмотрение природы в целом является и преимуществом греческой философии перед метафизикой. У греков в зародыше возникли почти все позднейшие типы мировоззрения. «Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет познакомиться с историей возникновения и развития своих современных общих теорий, должно возвратиться к грекам» (Старое предисловие к «Антидюрингу», 1878 г.). Греческие философы разных школ и направлений рассматривали происхождение всего физического мира и психического душевного мира человека из элементов космоса, находящегося в вечном движении. Из великих философов Фалес (625--547 гг. до н.э.) считал первоматерией по Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) - воздух, Анаксимандр (610-- 546 гг. до н.э.) какую-то «неопределенную материю» («апейрон»), Левкипп (500-440 гг. до. н.э.) сказал, что первоматерией являются невидимые мельчайшие частицы - атомы, целое учение о движениях и превращениях которых затем развил Демокрит (460-371 гг. до н.э.). Эти философы обосновывали хотя и в «первобытной простоте», по словам Ф. Энгельса, но диалектическое материалистическое учение, особенно ярко проявившееся у Гераклита (544-483 гг. до н.э.), проповедовавшего непрерывное движение материи как формы существования вещей («Солнце, - утверждал философ, -- не только каждый день новое, но непрерывно новое», «нельзя дважды вступить в один и тот же поток» и т.п.). Наиболее просвещенным из философов периода Перикла в Греции был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Хотя он и не написал ни единого труда, его ученики донесли до нас учение великого мыслителя, больше ориентированное на идеи материализма, нежели на идеалистические представления. В эпоху Перикла. -- писал К. Маркс, -- ... Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусства и риторики, вытеснил религию (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. I. С. 99).

Эмпедокл из Сицилии (492-432 гг. до. н.э.) пытался соединить в одно учение представления названных и других философов. Он учил: «Мир первичен, начало всех вещей -- материя, единое однородное, имеющее первоначально сферическую форму. Из этой материи образовались 4 стихии: огонь, воздух, земля и вода, которые сначала были в единстве, но впоследствии разделились...» Саму стихию Эмпедокл представлял себе первоначально состоящей из мельчайших неделимых телец или атомов, «из которых все возникает и в которые все снова превращается силою противоположных начал...». Философы первой материалистической линии таким образом стремились отыскать начало всех вещей не в божественной воле, а в физической природе. В отличие от этих философов, исходивших из материи как первоосновы сущего, другие великие умы Греции, прежде всего Пифагор и Платон полагали первичным - нематериальное начало; Пифагор (570-497 гг. до н.э.) к нему относил мир мистических чисел и звуков, Платон (427-347 гг. до н.э.) - представления о мире.

Философы, а правильнее - натурфилософы, так как они занимались естествознанием, включая медицину, писали в своих сочинениях и об анатомии, патологии, даже о хирургических манипуляциях. Так, Диоген (1-я пол. III в. до н.э.) из Аполонии на Крите, ученик Анаксимена, занимался анатомией, создал целое учение о кровеносных сосудах, упоминал о левом желудочке сердца, сонной аорте, мозговой артерии, исследовал пульс. По его мнению, воздух из левого желудочка проникает во все сосуды, в которых смешивается с кровью.

Гераклит утверждал, что человеческие зародыши происходят только из мужского Семени, а матка служит местом их развития. Анаксагору (500-428 гг. до н.э.) приписывают открытие боковых желудочков мола, он считал, что мужское семя происходит от мозга, зародыш получает, пишу через пупок, острые болезни происходят от проникновения желчи в кровеносные сосуды, легкие - от проникновения в легочную плевру.

Эмпедокл полагал, что зародыши образуются из мужского и женского семени и получают образ отца или матери. Отдельные части зародыша образуются между 36-46 днями: оболочке, окружающей зародыш, он первый дал название амнион. Жизнь человека обусловливается животной теплотой.

Демокрит считал, что семя происходит из всех частей тела и что наружные части зародыша образуются раньше внутренних. В медицинских сочинениях Демокрит пишет об эпидемических болезнях, диете, лихорадке, прогностике, бешенстве. Душа и тело. по его утверждениям, тождественны, здоровье мозга обуславливает душев...

Другие файлы:

Психологические знания античности и средневековья
Материалистичность как основа психологических концепций античности. Философские воззрения античности на душу, ее природу. Усиление церковного влияния...

Сильнодействующее лекарство
Они врачи. Хорошие врачи. Слишком хорошие... Слишком хорошие, чтобы не быть абсолютно честными... Чтобы не потерять большую любовь... Чтобы избежать в...

Здоровая спина
Авторы этой книги, отец и сын, знаменитые ортопеды и спортивные врачи, считают, что большинство заболеваний спины можно предупредить и без труда излеч...

Рецепция античности в культуре конца XIX - начала XXI вв.
В монографии рассматривается рецепция как культурный диалог античности и современности. Автор доказывает, что в процессе развития массовой культуры и...

Врачи у древних римлян
Общий очерк. Военно-медицинское дело древних римлян. Римские архиатры. Врачи, состоявшие на частной службе....