Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Диагностика голоса у лиц голосоречевых профессий

Тип: курсовая работа
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Анатомо-физиологические механизмы образования голоса, его особенности у лиц голосоречевых профессий. Диагностика нарушения голоса: профессиональный и аллергический ларингиты, трахеиты, миопатические парезы гортани. Формирование голосоречевых навыков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Тема курсовой работы «Диагностика голоса у лиц голосоречевых профессий». Данная тема является очень интересной и актуальной для исследования, ведь голос - это не просто физическое свойство организма, это звучание души, тонкое орудие, удивительный инструмент самовыражения, состоящий из множества «струн». Для представителей многих профессий голос становится основным орудием труда, инструментом, потеря или порча которого могут коренным образом повлиять на социальный статус человека, ограничить возможности его самореализации. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии, - М.: Наука, 2007. - С.

Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Следует отметить, что в современном обществе постоянно увеличивается число лиц голосоречевых профессий. Большие голосовые нагрузки предъявляют и повышенные требования к голосовому аппарату, в связи, с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса и поиске наиболее рациональных путей его восстановления в случаях нарушений.

Цель работы - составить диагностическую программу и выявить особенности голоса у лиц голосоречевых профессий. Для этого необходимо решить ряд задач:

1. Провести теоретический анализ проблемы диагностики голоса у лиц голосоречевых профессий;

2. Выявить особенности голоса у лиц данного рода деятельности;

3. Составить программу диагностического исследования;

4. Провести анализ полученных результатов;

5. Дать рекомендации по развитию голосоречевых навыков у лиц голосоречевых профессий.

Объект исследования - состояние голоса у педагогов.

Предмет исследования - особенности голоса у педагогов.

К основным методам исследования можно отнести анализ используемой литературы, аналогию и эксперимент по выявлению особенностей голоса у лиц голосоречевых профессий.

Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, практикующих логопедов, педагогов и психологов.

Базу исследования представляет методическое объединение (традиционная форма повышения квалификации учителей в условиях образовательного учреждения) учителей естественнонаучного цикла (физика, химия, биология, экология, природоведение, естествознание) с различным стажем работы в количестве 30 человек, которые работают в МОУДО Информационно-методический центр г. Новомосковска Тульской области, расположенный по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Космонавтов, д. 1Б.

1. Теоретический анализ проблемы диагностики голоса у лиц голосоречевых профессий

1.1 Анатомо-физиологические механизмы образования голоса

В настоящее время не существует профессии, в которой бы голос и речь не имели доминирующего значения. Наивысшим и совершеннейшим человеческим приспособлением называл нашу звуковую речь один из авторитетнейших учёных России, физиолог - Иван Петрович Павлов.

Исследования нарушений голоса находятся на стыке следующих дисциплин: фониатрии, физиологии, психиатрии, а так же психологии.

Педагогические приёмы восстановления голоса были выделены в раздел логопедии - фонопедию. Этот раздел логопедии предусматривает воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приёмов при постоянной активации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - С. 19

Следует отметить, что под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:

· дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

· голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);

· артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости). Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М.:(издательство), 2006. - С.

Следует отметить тот факт, что вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г. С момента изобретения М. Гарсия метода ларингоскопии начала развиваться миоэластическая (от греч. mys [myos] 'мышца', elastikos 'упругий, гибкий') теория, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между их сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого дыхательным аппаратом. В соответствии с данной теорией голосовые складки колеблются, как упругие перепонки, а частота колебаний определяется их эластическими свойствами. При этом активными факторами служат давление воздуха в трахее, живая игра и тонус внутренних мышц гортани. Высота основного тона зависит от силы выдыхаемой струи воздуха. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давления на определенном уровне, необходимом в соответствии с различными условиями голосообразования. По мере повышения и усиления звука подскладочное давление увеличивается, и наоборот. Действующей силой в процессе голосообразования является воздушная дыхательная струя, а голосовые складки пассивно колеблются под ее напором.

Эта теория не объясняет некоторых явлений. Например, не ясно, почему при таком заболевании, как функциональная (психогенная) афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.

В противовес миоэластической теории колебаний голосовых складок французский физиолог Р. Юссен в 50-х гг. прошедшего столетия выдвинул нейрохронаксическую, или нейромоторную, теорию голосообразования. Согласно этой теории, голосовые складки колеблются не пассивно, а под действием импульсов биотоков, поступающих из центральной нервной системы. Нассон считал, что частота таких колебаний соответствует частоте импульсов, проходящих к ним через двигательный нижний гортанный нерв, и подчиняется регулирующим механизмам центральной нервной системы. Следовательно, по миоэластической теории воздух колеблет голосовые складки, а по нейрохронаксической - именно голосовые складки колеблют воздух, т.е., периодически сокращаясь под воздействием импульсов, они прерывают проходящий через них воздушный поток, образуя тем самым звуковые колебания. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии, - М.: Наука, 2007. - С.

Свою теорию ученый подкрепил множеством опытов. В частности, во время операции на гортани он прикладывал к обнаженному двигательному нерву электроды и регистрировал на осциллографе частоту и форму биотоков нерва. Одновременно на том же осциллографе регистрировался звук голоса. Оказалось, что частота нервных импульсов, поступающих к голосовым складкам, и частота основного тона совпадают: сколько импульсов проходит за единицу времени, столько же раз сокращаются голосовые складки. В другом опыте воздушная струя не проходила через голосовые складки, человек говорил беззвучно, но голосовые складки колебались со звуковой частотой. Это не только свидетельствовало об активной природе колебаний голосовых складок, но и доказывало, что для образования звука необходима воздушная струя. Теория Р. Юссена и по сей день имеет своих приверженцев и противников.

В физиологии известно, что нерв обладает способностью проводить сигналы с частотой не более 400-500 Гц. Это свойство называется лабильностью нерва. Лабильность мышц, реагирующих на импульсы сокращениями, еще ниже. Физиологи В. И. Медведев, Л. Н. Савина, Н. В. Суханова (1959) в опытах на животных установили, что синхронизм раздражений голосовых складок наблюдается до 100 Гц; при более высокой частоте раздражения голосовая складка впадает в состояние тетануса - длительного напряжения. Р. Нассон считал, что нерв, проводящий импульсы и содержащий много отдельных волокон, как бы делится на части. Каждая его часть проводит импульсы не более 500 Гц. Это свойство нерва и позволяет голосовым складкам человека совершать колебания очень высокой частоты.

В 1962 г. испанский фониатр Й. Перейо (J. Perello) представил собственную теорию фонации - мукоондулаторную (от греч. mucusa 'слизистая оболочка', ondulatore 'волна'). По мнению автора, колебания голосовых складок - это волнообразное скольжение покрывающей их слизистой оболочки из подскладочного пространства вверх и спереди назад по краю голосовых складок. Перед тем как погаснуть одной волне, возникает следующая и так далее. Эти движения слизистой оболочки были хорошо видны на цветной пленке, которую ученый демонстрировал на одном из конгрессов Союза Европейских фониатров.

Однако мукоондулаторная теория не получила широкого распространения. Хорошо известно, что болезненные изменения слизистой оболочки гортани даже при непродолжительных простудах влияют на качество голоса.

Механизм голосообразования продолжает вызывать интерес у исследователей в связи с тем, что ни одна из существующих теорий не может полностью объяснить этот, столь важный для жизнедеятельности и здоровья человека, фено...

Другие файлы:

Особенности нарушения голоса у детей с нарушением слуха
Голос как совокупность звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Влияние нарушения голоса на развитие детей и подрост...

Нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба
Теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба. Характеристика голоса и развитие детского голоса в норме. Ло...

Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий
Исследования особенностей жизненного стиля и мотивов труда педагога, экономиста и слесаря. Диагностика мотивации представителей различных профессий. М...

Восстановление голоса после частичной резекции гортани
Теоретический аспект нарушения голосообразующей функции и её коррекции. Анатомо-физиологические особенности гортани, классификация и характеристика на...

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей
В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов...