Анализ проблем управления системой общественного здравоохранения на уровне региона
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Актуальность темы исследования. Наличие в здравоохранении кризиса не отрицает никто - ни органы здравоохранения, ни Правительство, ни профессиональные медицинские ассоциации. Едины и точка зрения на причины кризиса. Большинство считает, что это, прежде всего - кризис системы управления здравоохранением и его системы финансирования.
Роль и значение общественного здоровья и здравоохранения в Российской Федерации окончательно не определены. Более того, четко не очерчен круг социальных болезней, не изучены структура и механизмы воздействия на человека социальных факторов и условий, не отработаны принципы интеграции современной клинической и социальной медицины. Между тем без решения этих вопросов трудно говорить о стройной системе здравоохранения и медико-социального страхования. При этом необходимы научно обоснованная, адресная система мер, новая медико-социальная политика, новые структурно-функциональные модели и технологии социальной медицины.
Охрана здоровья населения является одним из важнейших компонентов социально-экономической системы государства на всех уровнях. В то же время, социальные программы, а здравоохранение в последние годы все чаще и чаще относят именно к социальной сфере, проводятся в условиях жесткого ограничения выделяемых ресурсов, что связано с целым рядом причин социально-экономического и политического характера.
Здоровье населения является одним из обязательных и первоочередных по приоритетности компонентов благосостояния, благополучия и богатства страны. Отсюда возникает безотлагательная необходимость разработки такой стратегии охраны здоровья населения регионов, которая при ее реализации через соответствующую политику вносила бы весомый вклад в обеспечение региональной стабильности и безопасности, отвечала бы запросам общества.
Целью исследования является анализ проблем управления системой общественного здравоохранения на уровне региона.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть понятие общественного здравоохранения;
2) выявить проблемы недофинансирования здравоохранения;
3) охарактеризовать роль общественных советов в управлении здравоохранением;
4) проанализировать региональные проблемы управления общественным здравоохранением;
5) рассмотреть основные тенденции в развитии системы управления общественным здравоохранением на уровне регионов.
Объект исследования - система общественного здравоохранения.
Предмет исследования - управление системой общественного здравоохранения на уровне региона.
Изложенные задачи логически обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Понятие и характеристика системы общественного здравоохранения в России
1.1 Модель общественного здравоохранения в России
Термин «общественное здравоохранение» («модель общественного здравоохранения») - относительно новое явление для России, в то время как медицинские работники большинства развитых стран не представляют иных условий исполнения своей профессии.
Согласно определению Всемирной медицинской организации, понятие «общественное здоровье» рассматривается как важнейший медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности, обусловленный комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов[7].
Этот важнейший ресурс нации должен быть обеспечен системой научных и практических мер, то есть системой общественного здравоохранения, включающей структуры медицинского и немедицинского характера, деятельность которых направлена на охрану и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества[13].
Как показывают лучшие примеры из отечественного и международного опыта, решение проблем общественного здравоохранения может быть достигнуто только на основе методологии междисциплинарного синтеза, интегрирующего понимание природы медицинских, биологических, социальных, поведенческих и экономико-управленческих факторов, влияющих на состояние общественного здоровья.
Ответственность за качество медицинской помощи при модели общественного здравоохранения возложена, прежде всего, на носителя профессии - врача (медсестру), а также - на структуру, регулирующую их профессиональную деятельность - профессиональные объединения по медицинским специальностям.
Участие государственных регуляторов в системе мер по повышению качества медицинской помощи носит, как правило, либо формальный (лицензия выдается только при наличии сертификата/аттестата), либо опосредованный характер, например, через финансирование фондов, страхующих профессиональную ответственность врачей, инвестирование перспективных научных исследований и т.д. Высокая степень защищенности пациента и врача при конфликтных ситуациях достигается не столько работой судебных органов, сколько - активной деятельностью различных общественных (внесудебных) институтов, обладающих широкими полномочиями в силу их легитимности.
Повышение интереса к модели общественного здравоохранения в России в последние годы было связано, прежде всего, с попыткой проведения в стране административной реформы, главная цель которой (по замыслу ее «архитекторов») - «коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо»[5]. Основным направлением устранения тотального государственного вмешательства в экономику предусматривалось развитие саморегулирования хозяйственной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что процесс формирования института саморегулирования, а фактически - процесса перераспределения полномочий и ответственности между государственным и негосударственным регуляторами, будет сопровождаться повышением требований к структурам негосударственного регулятора - профессионального сообщества[7].
Усилия лидеров отечественного здравоохранения по большинству медицинских специальностей в рамках деятельности Российского медицинского общества вселяют надежду на неизбежность построения в нашей стране адекватного профессионального медицинского сообщества точно так же, как и опыт развития западных демократий свидетельствует о неизбежности создания в России модели общественного здравоохранения. Ярким подтверждение этому является создание и активная деятельность таких общероссийских общественных организаций, как «Российское общество скорой медицинской помощи», «Российская ассоциация трансфузиологов», «Российское общество хирургов», «Ассоциация медицинских сестер России» и других.
1.2 Современные проблемы недофинансирования здравоохранения
Одной из самых острых проблем на сегодняшний день, по мнению Л.Рашаля, является то, что обязательное медицинское страхование в силу недофинансирования его, неспособно выполнить свои основные функции[18]:
- финансировать медицинские учреждения с учетом потребности населения (включая профилактику и диспансеризацию), современных требований к медицинскому процессу и реальных затрат;
- обеспечивать качество оказания медицинской помощи на основе профессиональных стандартов;
- обеспечивать адекватную оплату труда медицинским работникам с учетом объема, сложности и качества выполняемой работы.
Сегодня государство фактически не гарантирует населению бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, что является прямым нарушением 41 статьи Конституции РФ[6].
По расчетам экспертов ВОЗ для адекватного и эффективного функционирования системы здравоохранения финансирование должно составлять не менее 6-8% от ВВП. Отечественное здравоохранение на протяжении нескольких десятилетий находится в состоянии хронического недофинансирования (в пределах 2,7-3,1% от ВВП). Вместе с тем, общие расходы на здравоохранение в доле ВВП в странах Восточной Европы составляют 6%, Западной Европы - около 9%, США - 14%. При этом абсолютная величина ВВП в России почти в 20 раз меньше, чем в странах ЕС и США. Из расчета на душу населения расходы здравоохранения в России составляют около 120 $, что в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз ниже чем в Западной Европе, почти в 10 раз ниже чем в Чехии, в два- три раза ниже чем в государствах Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и Казахстане.
Объемы государственного финансирования здравоохранения формируются по остаточному принципу. Отсутствует привязка подушевого финансового норматива программы государственных гарантий к МРОТ, доле ВВП или другим показателям. Программа основана на минимальном подушевом нормативе, который не учитывает низкий уровень заработной платы, недофинансирование по питанию, медикаментам, низкую материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений. Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая, в результате чего МЭСы финансово не подкреплены. Нет в...
Система управления сферой здравоохранения
Проблемы управления сферой здравоохранения. Нормативно-правовая база системы управления. Анализ механизмов управления сферой здравоохранения на пример...
Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ "Шумихинская центральная районная больница")
Сущность и роль управления системой муниципального здравоохранения в Российской Федерации. Совершенствование компетенции органов публичной власти в сф...
Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ "Шумихинская центральная районная больница")
Роль управления системой муниципального здравоохранения в Российской Федерации. Совершенствование компетенции органов публичной власти в данной сфере....
Анализ управления системой образования в регионе
Проблемы управления системой образования в регионе. Функционирование региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономичес...
Пути улучшения управления системой образования
Сущность системы образования. Структура управления системой образования в Российской Федерации и на региональном уровне. Структура управления системой...