Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Динамика антропометрических показателей детей и подростков г. Самары (1978-2008 гг.)

Тип: реферат
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Динамика антропометрических показателей детей и подростков г. Самары (1978-2008 гг.) Н.В. Русакова, И.И. Березин И.Г. Кретова, Е.А. Косцова, С.Е. Чигарина, А.И. МанюхинПроведено изучение антропометрических параметров 4627 детей и подростков г. Самары в возрасте от 7 до 17 лет в период с 1978 по 2008 гг. Результаты исследования выявили ухудшение физического развития современных детей, что выражается в снижении длины и массы тела, особенно юношей. Достоверно увеличилась доля школьников с дисгармоничными параметрами физического развития. При детальной статистической обработке достоверных отличий в наиболее значимых показателях физического развития школьников г. Самары за 30-летний период выявлено не было.Ключевые слова: показатели физического развития, длина, масса тела, дети и подростки.ВведениеНеблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. Доля здоровых детей по разным регионам России в последние годы колеблется от 4 до 20 % [1-6]. Наиболее значительный рост частоты нарушений здоровья и развития среди подрастающего поколения происходит в школьном возрасте [7-9].Важнейшим инструментом первичного контроля за состоянием здоровья детей и подростков является индивидуальная и коллективная оценка роста и развития подрастающего поколения. Простота и доступность методов изучения, значительная информативность получаемых данных придают показателям физического развития наряду с показателями заболеваемости и демографическими показателями значение объективного критерия санитарно-эпидемиологического благополучия населения.В целях совершенствования работы по укреплению здоровья и улучшению физического развития детского населения Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916 утверждено ’’Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”. Необходимость проведения мониторинга физического развития детей и подростков обусловлена, с одной стороны, ухудшением физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья учащихся при воспитании и обучении в современных образовательных учреждениях, характеризующихся интенсификацией образовательного процесса, многообразием форм обучения и видов учебных нагрузок, и различиями в темпах физического развития и биологического созревания современных детей, с другой [10].В связи с этим целью нашего исследования было проведение сравнительного анализа физического развития детей и подростков, обучающихся в средних образовательных учреждениях г. Самары в период с 1978 по 2008 гг.Материалы и методы исследованияНами проведено изучение антропометрических параметров 4627 детей и подростков г. Самары в возрасте от 7 до 17 лет в период с 1978 по 2008 гг. Распределение детей по возрасту и полу представлено в табл. 1.Показатели физического развития оценивали непараметрическим цен- тильным методом. Определяли длину, массу тела детей и подростков. Оценивали индекс массы тела.Статистическая обработка полученных данных производилась с применением пакетов программ Statistica 6.0 и SigmaStat 3.0. Использовались методы вариационной статистики с расчетом средних значений, среднего квадратического отклонения. Достоверность различий количественных переменных анализировали с помощью критерия Стьюдента. Результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0, 05.Таблица 1Распределение обследуемых детей и подростков по возрасту и полу Результаты и их обсуждениеИзучение длины тела школьников показало, что в 1978 г. в 7-8-летнем возрасте длина тела девочек была почти равной длине тела мальчиков (табл. 2). В возрасте от 9 до 12 лет длина тела девочек была выше, чем у мальчиков.Начиная с 13-летнего возраста длина тела мальчиков начинает опережать длину тела девочек, достигая в среднем 175, 02 ± 6, 31 см в 17 лет. У девочек длина тела составляла в среднем 162, 93 ± 5, 21, что почти на 13 см меньше.У современных школьников отмечается несколько иная картина. В 7-8 лет длина тела мальчиков и девочек так же, как и ранее, практически одинакова. Однако в возрасте 9-10 лет длина тела мальчиков начинает опережать длину тела девочек. Начиная с 11-летнего возраста до 14 лет рост девочек несколько выше, чем у мальчиков. С 15 лет длина тела юношей вновь опережает данный показатель девушек. Однако разница в длине тела у девушек и юношей составляет всего от 3 до 10 см.При исследовании другого антропометрического параметра физического развития — массы тела — выявлено (табл. 3), что в 1978 г. масса тела мальчиков, за исключением возраста в 12-14 лет, была больше, чем масса тела девочек, достигая к 17 годам в среднем 65, 02±7,17 кг и 54, 58±5, 69 кг соответственно, т. е. разница в массе тела составляет почти 10,5 кг. Современные мальчики и юноши во все возрастные периоды (кроме 14-летнегоТаблица 2 Длина тела школьников г. Самары в динамике 30-летнего наблюдения (см)возраста) имеют большую массу тела, чем девочки и девушки. Однако разница в среднем составляет всего от 0,5 до 2 кг.Таким образом, можно предположить, что в настоящее время отмечается тенденция к гендерному выравниванию антропометрических параметров.При сравнительном анализе длины тела в динамике 30-летнего наблюдения выявлена тенденция отставания в физическом развитии современных мальчиков и юношей от своих сверстников конца 70-х годов ХХ века практически во все возрастные периоды.Так, в семилетнем возрасте при поступлении в школу разница была равна в среднем 1,88 см, в 16-17 лет — уже 7,0—7,2 см. Исключение составляет возраст в 10—11 лет: длина тела современных мальчиков несколько выше, чем у их ровесников 1978 г. Скачок роста у детей конца 70-х гг. наблюдался в возрасте 9-11 лет, когда длина тела возрастала в среднем на 6-7 см в год, и начиная с 13-летнего возраста.Масса тела школьников г. Самары в динамике 30-летнего наблюдения (кг)Для современных школьников скачок роста характерен в возрасте 9-11 лет и в период с 14 до 15 лет. В дальнейшем темпы прироста длины тела значительно снижаются.Таблица 3 Что касается современных девочек, то при поступлении в школу их длина тела в среднем меньше на 1,85 см, чем у их сверстниц 1978 г. Скачок роста у них отмечался в период с 9 до 11 лет, в дальнейшем длина тела увеличивается линейно, и в возрасте 16-17 лет они становятся выше девушек конца 70-х гг. в среднем на 1,5 см.Следует отметить, что у детей начала XXI века отмечается больший разброс значений длины тела по сравнению с детьми, изученными в 1978 г.Это характерно практически для всех возрастных периодов. В результате увеличивается процент школьников, имеющих рост низкий и очень низкий, а также высокий и очень высокий.Изучение динамики показателей массы тела показало, что современные первоклассники имеют массу тела меньшую, чем их сверстники 1978 года. Так, если в 1978 г. величина данного показателя составляла в среднем у мальчиков 25, 49±3, 03 кг, у девочек 24, 26±3, 36 кг, то в начале XXI века — 23, 69 ± 3,14 кг (—7,1 %) и 23,14 ± 3, 22 кг (—4,6 %) соответственно.В дальнейшем в возрасте от 8 до 12 лет масса тела современных мальчиков в среднем превышает значения данного показателя мальчиков конца 70-х годов. Начиная с 13-летнего возраста средняя масса тела мальчиков 1978 года выше значений данного показателя их современных сверстников на 6,5—10,5 кг.Масса первоклассниц начала XXI века в среднем на 1 кг меньше, чем в 1978 г., и составляет 23,14 ± 3,22 кг и 24,26 ± 3,36 кг соответственно. В препубертатный период она несколько выше (0,7—3,4 кг). Начиная с 12-летнего возраста современные школьницы имеют более низкую массу тела. Однако средние значения перед окончанием школы у десятиклассниц практически не отличаются друг от друга.
Другие файлы:

Психологическое консультирование детей и подростков
Содержание.Введение.Основы оказания психологической помощи детям и подросткам.Психологическая помощь и психологическое консультирование.Понятие психол...

Социализация детей и подростков группы риска в сфере досуга
Основные функции тематических мероприятий, помогающих решать проблемы социализации детей и подростков: социально-адаптивная и коррекционно-развивающая...

Разработка и проведение фестиваля творчества детей и подростков (на материалах областного фестиваля творчества детей и подростков "Возьмемся за руки друзья!")
Фестиваль творчества детей и подростков, как форма социально-культурной деятельности. Этапы разработки и организации фестивалей. Проектное обоснование...

Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерным...

Анатомия и физиология детей и подростков.
2-е изд., стер. - М.: 2002. - 456 с. В учебном пособии «Анатомия и физиология детей и подростков» представлена анатомия человека как целост...