Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Симптоматика афазии

Тип: реферат
Категория: Медицина
Скачать
Купить
ФиСОДЕРЖАНИЕ Введение.Речь и ее нарушения изучаются целым рядом дисциплин (общей, детской психологией, лингвистикой, физиологией, дефектологией, акустикой и др.). Как известно, речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям, речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.Как сложная функциональная система, речь включает много афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный и др.; каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи - многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.II. Что такое афазии?
  • Определение афазий.
  • Афазия (aphasia от греч. а - отриц. частица и phsis - высказывание) - 1) у стоиков отказ высказывать что-либо о вещах, о которых мы достоверно ничего не знаем (на пример - Эпоха, Вселенная и т.д.).2) Афазия в медицине - расстройство речи вследствие поражения определённых зон коры , проявляющееся в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли (амнестическая афазия) или неспособность понимать смысл услышанных или прочитанных слов (сенсорическая афазия, глухота и слепота на слова или экспрессивная речь). Экспрессивная речь (т.е. произношение слов и фраз) может нарушаться и при поражениях исполнительного речевого аппарата (языка, губ, голосовых связок). Однако эти нарушения в понятие афазия не входят, т.к. при афазии больной может произнести любые звуки, но не умеет говорить. Нарушение импрессивной речи (т.е. понимание речи по слуху) при афазии отличается от глухоты, т.к. все звуки воспринимаются, но слово звучит как неизвестный сигнал. Афазия возникает при поражении коры левого полушария головного мозга у правшей и правого - у левшей.
  • Формы афазий.
  • Афазия - распад сложившейся речи (речевой, языковой системы) вследствие локального поражения головного мозга. Формы афазии:А. Р. Лурия различает формы афазий:
  • акустико-гностическая иакустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,
  • семантическая и афферентная моторная афазии, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,
  • эфферентная моторная идинамическая афазии, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).
  • Характеристика сенсорной афазии.
  • На раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства. Они могут быть возбуждены, подвижны, многоречивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слов догадками: различные слова звучат для такого человека одинаково. Одно и то же слово может восприниматься по-разному, смешиваются слова. В связи с тем, что звуковой состав флексий, приставок и суффиксов однороден и они являются в потоке речи более частотными, чем звуковой состав разно корневых слов, при сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая, т. е. лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается потеря его предметной отнесенности. Однако, категориальная отнесенность слова может быть воспринята. В некоторых случаях при поражении обеих височных долей мозга возникает картина тяжелой акустико-гностической афазии в сочетании с акустической агнозией. Нарушается не только фонематический слух, но не различаются на слух, тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки. В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи приакустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль над своей речью. В результате этого в речи возникает множество латеральных и вербальных парафазий. На раннем этапе после инсульта или травмы речь больного может быть абсолютно непонятной для окружающих, так как она состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний, что получило название "жаргонафазии" или "речевой окрошки". Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслушивании в него и при очередных попытках его повторить человек теряет не только звуковые компоненты слова, но утрачивает иритмико-мелодическую его основу. Период жаргонафазии держится не более 1,5-2 месяцев, постепенно уступая место лигорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. На среднем этапе восстановления речи литеральные парафазии наблюдаются реже, однако отмечаются обильные вербальные парафазии. В исследовании номинативной функции при сенсорной акустико-гностической афазии наряду с правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст. На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся в отсутствии согласования между членами предложения...
    Другие файлы:

    Афазии и их формы
    Изучение афазии как процесса нарушения уже сформировавшейся речи, возникающего при локальных поражениях коры левого полушария и представляющего собой...

    Коррекционная работа при каждой форме афазии
    Классификация речевых расстройств при локальных поражениях левого полушария и сохранности движений речевого аппарата. Анализ факторов, влияющих на дин...

    Коррекционно-восстановительная работа при разных формах афазии
    Изучение афазии как системного нарушения речи. Современные взгляды на особенности влияния афазии. Виды направленного преодоления расстройств, компенса...

    О структуре речевого дефекта при сенсорной афазии (нейролингвистический аспект)
    Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Проблема структуры речевого дефекта при сенсорной афа...

    Восстановление речи при семантической афазии
    Теоретические основы изучения восстановления речи при семантической афазии - утрате речи при локальных поражениях головного мозга. Особенности развити...