Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Медицина

Расстройства памяти и интеллекта

Тип: учебное пособие
Категория: Медицина
Скачать
Купить
Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. БурденкоКафедра психиатрии с наркологиейРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТАВоронеж 2003г.Распространенность психических заболеваний в современной популяции чрезвычайно высока, при этом регистрируется ежегодный рост заболеваемости психическими расстройствами. Знание симптомов и синдромов психической патологии позволяет правильно оценить уровень психических расстройств, их характер, установить диагноз, разработать индивидуальный подход к лечению, и, что немаловажно, выработать определенную тактику реабилитации таких пациентов. При изучении общей психопатологии значительное место отводится вопросам клиники и диагностики нарушений памяти и интеллекта (интеллектуально-мнестических расстройств). Обнаружение данной патологии всегда должно настораживать врача в отношении наличия у пациента тяжелого психического заболевания и подразумевать оказание ему специализированной помощи (как правило, стационарного уровня). Знание различных особенностей этих расстройств актуально для врача общего профиля в силу их широкой распространенности и частых первичных обращений таких пациентов к терапевтам, неврологам и врачам других специальностей.В настоящее время в европейской и отечественной психиатрии диагностика психических заболеваний осуществляется согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра - МКБ-10. Данная классификация принципиально отличается по ряду параметров от классических отечественных классификаций психических расстройств и отражает эклектическое направление в психиатрии. В частности, в МКБ-10 объединены синдромологический и нозологический подходы: если этиология и патогенез психического заболевания известны (например, старческое слабоумие, болезни зависимости), то оно диагностируется по нозологическому принципу; если же причины заболевания неясны, а характерные патологоанатомические изменения в головном мозге не установлены, то систематика приближается к синдромологическому подходу (например, аффективные расстройства, изолированное бредовое расстройство, тревожные расстройства, и т.д.).Согласно МКБ-10, нарушения памяти и интеллекта рассматриваются, преимущественно, в разделе F0 «Органические, включая симптоматические, психические расстройства» и включают:F00 Деменция при болезни АльцгеймераF01 Сосудистая деменцияF02 Деменция при болезнях, классифицируемых в других разделахF03 Деменция неуточненнаяF04 Органический амнестический синдром, не обусловленный алкоголем или другими психоактивными веществами.В разделе F7 «Умственная отсталость» рассматриваются:F70 Легкая умственная отсталость F71 Умеренная умственная отсталость F72 Тяжелая умственная отсталость F73 Глубокая умственная отсталостьКЛИНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАБольной Л. 49 лет, переведен из хирургического отделения, где находился по поводу обострения язвенной болезни желудка, в психиатрическую больницу ввиду выраженных расстройств памяти. Из анамнеза: страдает алкогольной зависимостью около 20 лет, пьянство носит запойный характер. Неоднократно лечился от алкоголизма, перенес 4 алкогольных психоза. В течение последнего года алкоголь не употребляет. Точных данных о характере начала данного состояния нет, так как больной проживает один и сведения о болезни сообщает противоречивые.Психический статус: Неопрятен. Выглядит старше своих лет. В беседе - инициативы не проявляет, голос тихий, маломодулированный. Верно называет свою фамилию, имя, профессию, имя бывшей супруги. В то же время не знает, где сейчас находится, какое сегодня число, не может сказать, что ел на завтрак. Не может запомнить имя лечащего врача (несмотря на то, что каждый день спрашивает об этом), не помнит, где стоит его кровать. На вопрос, чем он занимался вчера, сообщает: «Занимался починкой мотоцикла, он сломался вчера». Критика к своему состоянию отсутствует.Вопросы:
  • Какие психопатологические симптомы можно выявить у больного?
  • В рамки какого синдрома можно отнести данные симптомы?
  • Какова должна быть врачебная тактика в данном случае?
  • Каков прогноз заболевания?
  • ЦЕЛЯМИ данного занятия являются:
  • умение выявить, диагностировать и дать правильную оценку расстройствам памяти и интеллекта;
  • умение оказать первичную и специализированную психиатрическую помощь больным с нарушениями памяти и интеллекта.
  • Для достижения целей необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
  • знать особенности клиники расстройств памяти и интеллекта;
  • знать их нозологическую принадлежность и клинические особенности при различных органических поражениях головного мозга;
  • уметь в ходе общения с больными выявить данную патологию и правильно отразить это в медицинской документации;
  • знать о правомерности направления больных с подобной симптоматикой на консультацию кврачу-психиатру или, в случае необходимости, о недобровольном психиатрическом освидетельствованиии госпитализации таких больных.
  • Одной из важнейших сфер человеческой психики является память.ПАМЯТЬ - это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.Основными функциями памяти являются рецепция (запоминание), ретенция (сохранение), репродукция (воспроизведение) информации.Рецепция (запоминание информации) - заключается в том, что определенная информация запечатлевается в нашем сознании, становясь частью нашего жизненного опыта.Различают два вида рецепции: кратковременную (следы внешних сигналов удерживаются в памяти до тех пор, пока существует их источник, затем они угасают) и долговременную (информация сохраняется на долгие годы).Ретенция (хранение информации) - способность удерживать информацию. Ретенция представляет собой не просто пассивное сохранение данных, а сложный и активный процесс их сопоставления с прошлым опытом индивидуума.Репродукция (воспроизведение информации) - обеспечивает само воспоминание в виде оживления представлений и мыслей прошлого. Данный процесс осуществляется при участии операций активного внимания и мышления (анализа, синтеза, обобщения), благодаря чему становится возможной избирательность воспроизведения информации.
    Другие файлы:

    Особенности памяти детей с нарушением интеллекта
    Изучение памяти детей с нарушением интеллекта в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Память, как психическая функция человека. Клинико...

    Виды нарушений памяти
    Общая характеристика памяти, ее нарушения (расстройства). Корсаковский синдром, его связь с хроническим алкоголизмом. Нарушения памяти при деменциях,...

    Типы расстройства памяти
    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных...

    Нарушения памяти (амнезии)
    Амнезия — заболевание с симптомами отсутствия воспоминаний или неполными воспоминаниями о произошедших событиях. Понятие и специфические особенности р...

    Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся
    Особенности памяти учащихся с недоразвитием интеллекта. Рекомендации специалистов по повышению эффективности вербальной памяти у умственно отсталых де...