Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Чешская музыкальная культура

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
История чешской скрипичной музыкальной культуры от ее истоков до XIX века. Элементы народности музыки в творчестве выдающихся чешских композиторов. Биография и творчество чешского композитора А. Дворжака, его произведения в жанре смычкового квартета.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

I. Чешская скрипичная музыкальная культура от истоков до XIX века

Истоки чешской музыкальной культуры восходят к древности, о чём свидетельствуют археологические находки на чешских землях; среди них - предметы, служившие первобытному человеку в качестве элементарных музыкальных инструментов: свистульки из обожжённой глины, дудки из полых костей, бубны и барабаны чашевидной формы, многочисленные шумовые инструменты - скребки, колотушки, гонг в виде каменной плиты (каменный век), а также металлические трубы и лиры (бронзовый век). При раскопках великоморавских захоронений (в Валах) обнаружен духовой инструмент четырёхгранной формы с вставным конусообразным мундштуком и другие музыкальные инструменты, использовавшиеся в религиозных обрядах и в быту. В 9 в., с зарождением в Чехии и Моравии феодализма, началось движение за славянскую культуру, ведущими деятелями которой были Кирилл и Мефодий (прибыли в Моравию в 863). Осуществив переводы некоторых культовых книг, они способствовали утверждению в богослужении славянского языка, а также развитию народной и профессиональной духовной музыки. И хотя славянская литургия просуществовала лишь до середины 11 в., уступив место литургии на латинском языке, среди чешского народа бытуют множество старославянских выражения, в т. ч. "Господи, помилуй нас", которое легло в основу популярной народной песни (первые упоминания о ней, согласно «Чешской хронике» Космы, относятся к 1055). Позднее, в эпоху царствования Карла IV, эта песня стала обязательной частью ритуала коронации чешских королей и гимном чешского народа; её мелодия со словами "дай нам всем жизнь и мир на земле" сохранялась несколько веков (первая нотная запись содержится в трактате монаха Бржевновского монастыря, 1397).

Любовью в народе пользовалась и патриотическая песня «Святой Вацлав» (11 в.), полная революционного пафоса (одна из её записей содержит слова "не дай погибнуть ни нам, ни грядущим поколениям нашим"); во все времена она служила чехам для выражения протеста против порабощения иноземцами. Записи её текста относятся к 14 в., мелодии - к 15 в. (1473); в летописях подчёркивалось, что эта песня была известна издавна. Вместе с латинским языком в литургии 10-13 вв. утверждались католические церковные песнопения. Памятник 13 в. - "Пражский тропарь" (ок. 1235) - рукописный сборник песнопений, включающий тропы, музыкальный материал которых, связанный с народным творчеством, вставлялся в псалмы и хоралы. Народными стали песни "Йезу Кристе, щедрый кнеже" (12 в.), известная в несколько более поздних вариантах, указывающих на стремление сделать её доступнее для народа (один из них принадлежал Я. Гусу, 15 в.), и "Боже наш всемогущий" (14 в.), как и предыдущая, вначале исполнявшаяся как пасхальная, затем как просительная песня. Ранние записи первой содержатся в Трнавском сборнике (хранится в Будапеште), второй - в гуситском Йистебницком канционале. Народный характер ярко выражен в песнях "Милая ночь" и "Дерево одевается листвой" (14 в.; точно не известно, являются ли они народными или профессиональными; рукописи хранятся в Венской библиотеке), в танцевальной песне "Потеряла я милого" и др. С 12 в. были популярны массовые, рождественские и пасхальные, действа, ставшие впоследствии основой средне - вековых драм; в них наряду с низшим духовенством участвовали студенты и представители народа, что способствовало проникновению в эти действа народных обрядов и обычаев. Были распространены также песни-монологи и песни-диалоги (плачи богоматери у распятия и др.), в которых латинские тексты чередовались с чешскими; сохранилась запись одной из них - "Моему плачу час" (14 в.). Одновременно развивались светские жанры чешской музыки. Среди чешских композиторов-исполнителей 12 в. - Добржата (служил у князя Владислава I) и Коята (состоял при дворе князя Собеслава II).

В 13 в. в Чехию проникают немецкие влияния. Под воздействием искусства миннезингеров Прага превратилась в центр куртуазной рыцарской музыкальной культуры; здесь состязались в пении, утончённом поэтичном и композиторском искусстве. Расцвету светского искусства способствовали и странствующие музыканты, авторы первых народных религиозных представлений (14-15 вв.), традиции которых сохранялись в чешской музыки до 19 в. Большую роль в развитии профессиональной чешской музыки сыграл факультет свободных искусств Пражского университета (основанный в 1348), где с 14 в. работали многие видные деятели чешской культуры, в т. ч. профессор музыки П. Стоупна (учитель Я. Гуса). В этот же период в чешской музыки проявляются черты искусства ars nova. Об этом свидетельствует музыка Яна из Енштейна, автора нескольких произведений, записанных в мензуральной нотации (изучал ars nova в Париже); среди них - песня с чешской мелодией и латинским текстом "Ducet huius cunctis horis" - "Довлеет дневе злоба его".

Уже в 1256 в пражском кафедральном костёле был установлен орган. Получили распространение цитра, труба, литавры, ручная арфа, псалтериум, кифара, фидель и др. инструменты. Обращалось внимание на выразительные свойства музыки, её роль и предназначение (так в кн. "Новый совет" С. Фляшки из Пардубице соловей советует льву, т. е. певец - королю, завести искусных певцов и музыкантов, ибо от "музыки сердце молодеет и голова крепнет").

К 14 в. относятся первые упоминания о многоголосии в чешской музыки; их содержит Хроника аббатов Збраславского монастыря Ота и Петра Житавских (кон. 13 в. - около 1338). Среди ранних рукописных многоголосных сочинений - органум и 2-гол. рондель "Flas florum inter lilia" ("Цветок цветов среди лилий", хранится в б-ке Пражского ун-та). С кон. 14 в. в связи с гуситским движением и возникновением в 15 в. гуситских песен возрастает социально-этическая роль музыки. В 15-16 вв. в чешской музыки получает распространение многоголосное пение. По всей стране организуются литератские братства, а также музыкально-любительские общества, занимавшиеся собиранием народных мелодий, популярных духовных песен, их обработкой (гл. обработка для многоголосного исполнения; нередко полифонические песнопения исполнялись самими членами обществ). Среди них - Краловоградский канционал Франуса (1505). В отличие от полифонических пьес композиторов нидерландской школы, нередко использовавших сложную, ухищрённую технику письма, эти обработки были просты по изложению, доходчивы и отвечали демократическим тенденциям литератских братств. Обращение к полифоническим формам соответствовало потребностям времени, той атмосфере приподнятости духа, творческой активности, которые были характерны для искусства эпохи Возрождения. Среди мастеров полифонической школы чешской музыки Возрождения - композитор Й. Рыхновский, Я. Т. Турновский (в одной из его месс в качестве cantus firmus разрабатывается чешская народная песня "Дунай, вода глубокая"), К. Гарант из Польжице и др., творчество которых отличалось национальным своеобразием, связью с народной музыкой. А. В. Михна известен как автор ряда духовных песен, а также песни "Лютня чешская". В народе продолжали жить традиции гуситского пения. В 1459 многочисленно разбросанные по всей стране секты объединились в Общину чешских братьев, поддерживавшую интерес к народной духовной песне. Популярной стала традиция "общих нот", при которой к одной и той же мелодии присочинялись разные тексты. Деятели церкви нередко использовали в литургии народные песни светского содержания, заменяя их текст новым. Единичные образцы раннего чешского нотопечатания относятся к 1420-м гг. Первые чешские сборники с нотными записями - песенник "Ein neues Gesengbьchlein" (1531), Шамотульский (1561) и Кралицкий (1615) канционалы. В 16 в. в Чехии издано ок. 100 тыс. экземпляров канционалов.

С начала 16 в. интенсивно развивалась теория музыки; музыкально-теоретические предметы были в числе ведущих в Пражском и Оломоуцком ун-тах. Признание получили "Четыре книги музыки - короткие стихотворения, написанные при свете свечи" ("Musicorum libri quatuor compendioso carmine elucubrati", 1512) В. Филомата, "Музыка, то есть книга, содержащая все необходимые сведения для певцов" (1558) и "Грамматика чешская" Я. Благослава, учебник по теории музыки "Музыка" (1571) Я. Жоскена, позднее предметный словарь на латинском языке. "Ключи к сокровищнице великого искусства" ("Clavis ad thesaurum magnae artis musicae", 1701) Т. Б. Яновки, работы по теории композиции, инструментовке и пению Я. Бросмана. Школы игры на скрипке и на виолончели составили скрипач Ф.А. Эрнст и виолончелист Ф.Я. Штястни.

Включение Чехии после её поражения в битве при Белой Горе (1620) в состав империи Габсбургов отразилось на характере чешской музыки; развитие национальных традиций тормозилось политикой насильственного онемечивания (в чешской литературе это время получило назв. "эпоха тьмы"). В период, когда Прага была императорской резиденцией, в придворной капелле, состоявшей из иностранных музыкантов, работали выдающиеся мастера - Я. Керль, Ф. Монте, Я. Гаслер, Ч. Луйтон, Я. Галла и др. По её образцу в домах богатых чешских аристократов создавались капеллы, исполнявшие преимущественно итальянскую, французскую и немецкую музыку. Черты барокко в чешской музыки проявились в творчестве композитора Я.Д. Зеленки (лично знал И.С. Баха), Й.А. Планицкого, а также Ф.В. Мичи (считается создателем первой чешской симфонии). В их сочинениях нарядность и блеск, характерные для придворного (замкового) светского искусства, сочетались с простыми по языку и изящными темами в народном духе; таковы симфония D-dur (одно из первых произведений этого жанра) Мичи и сочинения известного чешского скрипача и композитора Й. Д. Бибера, работавшего в одном из придворных оркестров (тему Kyrie из его мессы C-dur Моцарт использовал в опере "Волшебная флейта").

Запрещение родного языка и другие гонения, которым подвергались...

Другие файлы:

Музыкальная культура России XІX - начала XX вв.
Песенная культура России в XІX веке. Русская композиторская школа: Михаил Иванович Глинка; Александр Сергеевич Даргомыжский; Петр Ильич Чайковский. То...

Музыкальная культура США XX века
Учебное пособие «Музыкальная культура США XX века» — коллективный труд российских музыковедов-исследователей. В книгу вошли исторические очерки, посвя...

Русская музыкальная литература. Выпуск 2
Русская музыкальная культура в 60-70-х годах XIX столетия.А. Н. Серов Жизненный и творческий путь"Юдифь""Вражья сила"...

Русская музыкальная литература. Выпуск 4
Русская музыкальная культура в 80-90-х годах XIX века....

Казахская музыкальная культура
Казахская народная музыкальная классика. Профессиональное музыкально-поэтическое искусство устной традиции. Музыкально-поэтическое творчество народа....