Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Церковное пение

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Особое место церковного пения в духовной жизни Православной церкви. Особенности творчества композитора Максима Созонтовича Березовского. Биография Дмитрия Степановича Бортнянского. Творческий путь Артемия Лукьяновича Веделя - украинского композитора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Содержание

Введение

1. Максим Созонтович Березовский особенности творчества композитора

1.1 Оперный солист М.С. Березовский

1.2 Биография М.С. Березовского

1.3 Обучение в Италии

1.4 Экзамен в Болонскую академию

1.5 Возвращение на родину

1.6 Трагическая любовь

1.7 «Не отвержи мене во время старости…»

2. Дмитрий Степанович Бортнянский особенности творчества композитора

2.1 Обучение в Санкт - Петербурге

2.2 Жизнь в Италии

2.3 Возвращение в Россию

3. Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь

3.1 Класс на уровне академии

3.2 Религиозные взгляды Веделя

3.3 Произведения А.Веделя

4. Церковная музыка XVIII

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Особое место в духовной жизни Православной церкви занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва -- неотделимы. Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство.

Певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством. Сохранившиеся от XI - XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые напевы, записанные греческими знаками, назывались знаменными. Их отличительная черта -- связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность древнерусского пения - спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на тексте.

До сих пор не вполне разрешены вопросы, связанные с расшифровкой древней крюковой нотации. Она указывала направление голосоведения, а формой его был речитатив с протяжным произнесением гласных звуков, в которых передавалось внутреннее состояние переживаний человека от высокого вдохновения и духовного веселия, до скорбных мотивов покаяния, но никогда не отчаяния. Даже плач о грехах, который выступает как одна из высоких степеней внутреннего духовного совершенства это всегда печаль светлая, печаль, исполненная надежды.

1. Максим Созонтович Березовский особенности творчества композитора

Есть творческие судьбы в российской культуре, которые окружены ореолом загадочности. Хорошо начинали, много сделали, но ушли из жизни рано, как правило - трагически. Можно даже сказать, что российская культура полна такими именами и судьбами. Что ж, добавим к этому печальному списку еще одно имя, споры вокруг которого в отечественной музыкальной истории и мысли происходили почти два столетия. Но его таинственная биография стала проясняться лишь в последние годы...

Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы "Демофонт", поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - "Господь воцарися", являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и "Не отвержи мене во время старости", ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу.

1.1 Оперный солист М.С. Березовский

Имя Березовского не успело занять достойного и положенного ему места в российской музыкальной истории. Удача и неудача в равной мере сопутствовали ему на жизненном пути. Успех возвысил его. Неудачи -- убили...

Долгое время Придворной капеллой - главным хором России в середине XVIII столетия - руководил известный венецианский музыкант Бальдассаре Галуппи, или, как его еще называли, Буранелло. Он оценил талант Максима Березовского -- факт, о котором не преминул упомянуть Якоб фон Штелин. На одном из концертов он услышал, как Галуппи отозвался о Березовском, а вернувшись домой, записал в дневнике: «Свидетельство Галуппи стоит всяческих похвал. Когда этот великий мастер музыкального искусства впервые услышал исполнение такого полного... концерта в императорской придворной капелле в Петербурге, он сказал с полнейшим удивлением: «Un si magnifiсо соrо mai nоn io sentito in Italia» («Такого великолепного хора я никогда не слышал в Италии». - К.К-C.). Столь высоко оценивали творчество Березовского современники.

1.2 Биография М.С. Березовского

Что же касается его жизни, то свидетельств осталось крайне мало. По старым, вполне установившимся сведениям, которые, впрочем, широко приводятся в биографиях композитора, написанных в XIX столетии, родился Березовский 16 октября 1745 года в городе Глухове -- тогдашнем центре Украины. Кто были его родители -- остается загадкой, но говорили, что происходил он из незажиточной казацкой семьи.

К.Г. Разумовский, имевший у себя именитую певческую капеллу, взял мальчика к себе. Он же и определил его в 1758 году в петербургский хор мальчиков. Березовскому исполнилось тогда 14 лет.

Обучаясь у придворного капельмейстера Франческо Цопписа, Максим с чрезвычайным усердием осваивает итальянскую музыкальную систему. Пятнадцатилетний сочинитель пишет ряд хоровых концертов, которые сразу же завоевывают не только признание специалистов и светской публики, но и самую широкую популярность.

Молодой композитор предстает перед нами и как актер-трагик, участвующий в пышно поставленных на сцене ораниенбаумского придворного театра операх. Роли были трагические: погибает индийский царь Пор в борьбе с Александром Македонским, уходит из жизни Иркан, князь Скифский, любовник Тамиры. Иркан-Березовский произносил в опере благородную клятву: «Умру, но умру не без мести, а враг мой со мною умрет». Именно произносил, потому что в то время в спектаклях пелись лишь отдельные арии, тогда как остальной текст проговаривался.

Любопытны сюжеты музыкальных спектаклей той эпохи. В «Узнанной Семирамиде» шесть персонажей: четыре мужчины и две женщины. Однако исполняли все остальные мужские роли женщины, итальянские певицы. Лишь брата Семирамиды играл специально приглашенный из Италии солист. Кстати, в обеих операх Максим Березовский был единственным русским актером.

Можно утверждать: Максим Созонтович Березовский, снискавший себе позднее славу как композитор, был одновременно известным, можно сказать, крупнейшим актером музыкального театра в самый начальный период зарождения в России оперного жанра.Только репутация исключительно одаренного человека спасла служебное положение музыканта после свержения императора Петра III, ко двору которого он был приближен. Очевидно, недоброжелательность к сторонникам покойного супруга со стороны Екатерины II не коснулась Березовского, хотя по восшествии на престол новой монархини его дальнейшая судьба первое время казалась неопределенной. Однако он был принят и обласкан.

1.3 Обучение в Италии

Композитора отправляют «пенсионером» в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. Кто способствовал этой его поездке, принесшей ему и европейское признание? Неизвестно.

Среди именитых российских музыкантов Березовский стал одним из первых посланников в далекую средиземноморскую страну; он как бы открыл в нее дорогу многим другим, тем, кто будет на протяжении следующих столетий, искушаясь тамошней музой, стремиться достичь европейских знаний и высот.

В Болонской академии он встречается с необыкновенным человеком, одним из самых ярких представителей музыкальной Италии -- падре Джамбаттиста Мартини. Известный археолог, путешественник, библиофил, непревзойденный знаток музыкальных трактатов, обладатель уникальной библиотеки в 17 тысяч томов, в которую входили также бесценные ноты и музыкальные исследования, собиратель старинных рукописей, в том числе и нотных, органист Мартини много лет работал над созданием «Истории музыки» с древнейших времен. Кипучую жизнь этого человека омрачала лишь давняя болезнь.

Мартини был первоклассным преподавателем. В 1774 году вышла его знаменитая книга «Еsemplare ossta sagio di contrappunto» (В переводе с итальянского книгу Мартини принято называть «Основы контрапункта». - К.К-C.), в которой он изложил свои взгляды на современную музыку, а также описал свой опыт работы с начинающими композиторами. Максим Березовский стал одним из любимых учеников Мартини. Всячески помогая своему подопечному, падре рекомендует его в число болонских академиков. Экзамен был назначен на 15 мая 1771 года. Для музыкальной академии это всегда было большим событием: в этот торжественный день становилось известным имя еще одного почетного академика. Обычно это звание присваивалось лишь од...

Другие файлы:

Церковное пение
Учебное пособие по Церковному пению для студентов 1 курса Нижегородской духовной семинарии....

Разумовский Дмитрий Васильевич
Ученый исследователь и первый историк русского церковного пения, родился в 1818 г. и происходил из духовного звания. По окончании курса Киевской духов...

Церковное пение. Учебное пособие для духовных семинарий
Предлагаемое учебное пособие по церковному пению составлено для студентов 1 курса духовных семинарий бакалавриата согласно новой программе, утвержденн...

Русское церковное зодчество: символика и истоки
Церковное зодчество представляет собой многовековую арену противоборства двух начал - религиозного, мистического и художественного, творческого. В бро...

Металлов Василий Михайлович
Священник при церкви св.Василия Кесарийского в Москве (с 1896 г.), профессор истории церковного пения В московской консерватории (с 1901 г.), преподав...