Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Хоровое творчество И.С. Баха

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Общие особенности, источники и принципы творчества как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха. Единство мира баховских образов, хорал и полифоничность. Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра культуры и искусств

Курсовая работа

на тему:

Хоровое творчество И.С. Баха

Йошкар-Ола, 2013

Содержание

Введение

1. Общие особенности, источники и принципы творчества, как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха

1.1 Религиозность, И.С. Баха, как источники его драматургических принципов, особенности творческого метода композитора

1.2 Единство мира баховских образов. Хорал и полифоничность

2. Хоровая музыка в драматургии вокально-инструментальных произведений И.С. Баха

2.1 Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах

2.2 Хоровая музыка в пассионах И.С. Баха

2.3 Анализ мессы h-moll

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

И.С. Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения И.С. Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.

Творчество И.С. Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. И.С. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля.

Актуальность исследования определяется возможностью найти новые ракурсы интерпретации хорового творчества И.С. Баха, а также фрагментарностью историко-теоретических представлений о хоровом творчестве И.С. Баха.

Кроме этого, следует отметить, что, не смотря на множество исследовательских работ в этой области, не разработаны и не определенны некоторые стороны его творчества. В частности, не отмечена роль хоров в драматургии его произведений.

Объект исследования - эволюция хорового творчества И.С. Баха.

Предмет исследования - хор в творчестве композитора.

Цель - на основе рассмотрения хоровой музыки И.С. Баха охарактеризовать специфику жанра, обусловленную стилем эпохи и предшествующими традициями.

Достижение цели предполагает постановку и решение следующих задач:

Изучение литературы по данной теме.

Рассмотреть хор, как жанр в творчестве И.С. Баха.

Охарактеризовать специфические черты хорового творчества композитора.

Проанализировать хоры в творчестве И.С. Баха.

Выявить особенности хорового жанра в творчестве композитора.

Обобщить полученные результаты.

Методы исследования - теоретический анализ источников и документов, анализ, синтез.

Структура работы: обусловлена логикой раскрытия темы, определена характером целей и задач, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении представлены актуальность темы, обозначены цели и задачи, определенны объект и предмет исследования.

В первой главе рассматривается общие особенности, источники и принципы творчества, как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С.Баха, а именно определяются источники его драматургических принципов, особенности творческого метода композитора, а также рассматриваются хорал и полифоничность композитора.

Во второй главе описывается хоровая музыка в драматургии вокально-инструментальных произведений И.С.Баха. Разбирается хоровое исполнительство и хоровая музыка в кантатах, ораториях, мессах, мотетах и пассионах композитора. Приводится анализ мессы h-moll.

1. Общие особенности, источники и принципы творчества, как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха

1.1 Религиозность, И.С.Баха, как источники его драматургических принципов, особенности творческого метода композитора

И.С. Бах был искренне религиозным человеком. Основы его религиозности тесно связаны с протестантским мировоззрением немецкого народа. Невозможно объяснить феномен творчества Баха вне исторического пути его страны и духовного развития Европы в канун эпохи Просвещения и при ее наступлении.

Как будто весь многострадальный опыт Германии со времен реформации и Тридцатилетней войны выразился в творчестве И.С. Баха, жившего позже событий, но впитавшего дух, трагический пафос, религиозные идеи того времени, как и творческий опыт немецких художников того периода. Немецкое искусство того времени постоянно обращалось к идее мученичества, страданий и самопожертвования и, в частности, к образу Спасителя мира, богочеловека Иисуса Христа, каким и хотело оно видеть подлинного идеального героя. (Отсюда и множество пассионов в их творчестве - изображений в музыке страданий Иисуса Христа). Этот особый дух трагедии, свойственный этому искусству, остался жить в музыке И.С. Баха. Причем И.С. Бах преодолевает некоторую ограниченность, а так же претворяет чрезмерную экспрессивность, соединяя ее в особом соотношении с рациональным началом и со сдерживающими художественными принципами. И в этом он уже человек своего времени - начало немецкого Просвещения, связанного с именем Лейбница и его последователей, просветителей - рационалистов, для которых непреложными ипостасями идеала были разум и добродетель, с приоритетом первого из них. Не без внимания этой философской школы сложилась высокоинтеллектуальная организованность музыки Баха. Наряду с другими исследователями М.С. Друскин определяет мировоззрение И.С. Баха как «религиозный рационализм». Поэтому искусство И.С. Баха, исповедующее идеи душевной чистоты и духовного самосовершенствования, призывающее к милосердию доброте и самопожертвованию, прославляющее подлинную красоту человека и Бога, удивительно погружает человека, казалось бы, в противоположные реалии и мироощущения: высокую разумность всего сущего и глубокий трагизм жизни. В этом, наверное, сердцевина его внутреннего восприятия жизни. Выразившаяся в драматургии его произведений. Особенно это проявилось в одном из ее принципов, который Т. Ливанова определила как принцип единовременного контраста - воплощение высочайшего накала чувств и мудрого действия разума, сдерживающего выражение этих эмоций.

Если говорить о внешних формах произведений И.С. Баха, о жанрах, в которых он работал, нельзя не удивиться обобщенности и завершенности в его творчестве значительных течений полуторавекового периода европейской музыки: хоровой полифонии эпохи Возрождения, протестантского хорала, немецкой песни, творчества Шютца, итальянской и немецкой органной музыки, итальянских опер и скрипично-ансамблевой школы Ж. Люли, французской клавесинной музыки, итальянской оркестровой и клавирной школы, английской музыки. Поразительно, что Бах, обогощая традиционные жанры чертами, заимствованными из других жанров, как и принципов формирования и интонационного строя, сложившегося в музыке XVII века.

Верный эстетическим идеалам предшествующих ему мастеров немецкой музыки Букстехуде, Бёму, Пахельбелю, Тайле, Шейсту, Шелле, Кунау вжившийся в стародавние обычаи и нравы бюргерской Германии, Бах был очень восприимчив ко всему новому в музыке. И это новое естественным образом вживается в его творчество. Например, старинный stile anttico он сочиняет с новоитальянским стилем concertato. А осваивая возможности современной ему оперной гомофонной кантилентности, ООН обогащает полифонию тонально-гармоническими факторами, гомофонию же полифонизирует. Все это отразилось на строении и фактуре хоров. Бах живет и творит свою музыку в переходное время между двумя типами музыкального мышления. Первому свойственна сакральная каноничность, которая определяется системой норм музицирования., обоснованных математико-космологическими и религиозно-эстетическими символами. В плане фактуры эта эпоха характеризуется модальностью, линеарностью (линии голосов относительно самостоятельны и одновременно соподчинены по вертикали). Кульминационная точка ее - строгий стиль Палестрины. Такие стили, которые выражаются линеарно П. Мещанинов называет трансцендентными.

Второй тип мышления утвердился в эпоху классицизма. Это автономная система норм, обоснованная внутримузыкально. За отдельными правилами здесь стоит связь правил друг с другом, их системность, обеспечивающая самодостаточную целостность музыкального опуса. Здесь царила тональная техника со своей функционально-гармонической логикой. Кульминация этой эпохи - гомофонно-гармонической стиль венских классиков.

Таким образом, если первому типу мышления свойственна стихия «сочинения», то второму - «подчинения», упорядочивания, утверждения, внутреннего центра. Первый - это «форма-вопрос». Второй - «форма-утверждение». В баховском творчестве происходит перелом от линеарно - интонационного пространства к гармоническому, не отменяющий значения ни первого, ни второго принципов. Так, оказавшись на стыке позднего барокко и зарождающегося рококо и классицизма. Он остался выше времени...

Другие файлы:

Творчество известных композиторов. Музыкальные жанры и формы
Выразительные средства музыки. Творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, русских и украинских композиторов. Полифония и творчество Баха. Возникновение му...

Особенности строения клавирных фуг И.С.Баха
Работа посявящена анализу композиционного строения фуг "Хорошо темпмрированного клавира" И.С. Баха.В ней рассматриваются общие закономерности полифони...

Французские сюиты Иоганна Себастьяна Баха
Краткий обзор творчества немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха. Исследование основных черт клавирного стиля И. Баха. Общая характе...

Иоганн Себастьян Бах
Одна из лучших и наиболее полных книг об Иоганне Бахе, написанная в начале XX века известным немецким исследователем творчества Баха Альбертом Швейцер...

Рукописи И.С.Баха: Ключи к тайнам творчества
Книга посвящена наиболее достоверным источникам изучения творчества И.С.Баха - рукописям. Рассказывается об удивительных судьбах автографов композитор...